Address:
e-mail: [email protected]
Design, style, and all the contents of website www.capital.uaare protected by copyright and law. Any use of site materials is allowed only while meeting the requirements of reprinting terms and with the reference to www.capital.ua.Only materials in public domain can be used and adding of link and/or direct hyperlink open for search engines to immediate material address on www.capital.ua. The link/hyperlink should be placed in the sub-title or in the first paragraph of the material. Font size of the link or hyperlink should not be less than the font size of the main text in the material. Any use of materials that are in closed access and are only available to registered users is allowed only with the prior written permission of the copyright owner. Reprinting, copying, reproducing, modifying or any other use of materials published with the note of the agreement of syndication with Financial Times Limited are strictly prohibited. Use of materials which refers to France-Presse, Reuters, Interfax-Ukraine, Ukrainian News, UNIAN agencies is strictly prohibited. Materials marked are published as advertisements.
All rights reserved. © 2012 — 2016
04.10.2013 / 16:17
Кто и как в Украине должен защитить права *** финансовых услуг
О необходимости создания в Украине института Финансового омбудсмена твердит даже Мировой Банк, не настаивая на каком-либо одном рецепте создания такого органа для *** финансовых услуг. Мол, сами смотрите, как это делают в других странах, – и выбирайте свой путь. Что же это такое – финансовый омбудсмен?
В общих чертах – это общественный примиритель на финансовом рынке, орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Инициатором обращения к омбудсмену может быть только *** – физическое лицо. Рассмотрение споров является бесплатным. Обращение к омбудсмену не препятствует последующему обращению в суд, но на период рассмотрения спора *** обязуется его в суд не передавать. Омбудсмен и его сотрудники разъясняют *** его права и обязанности в связи с предъявляемыми им претензиями (требованиями) и дают рекомендации о форме разрешения спора. До подачи заявления омбудсмену, *** обязан направить жалобу в адрес финансового учреждения. И ему должны ответить по существу в течение 30 дней.
Теперь о том, как это все работает за рубежом. В Европе сегодня превалируют две модели финансового омбудсмена – германская и английская.
Назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям
Что нам хорошо, то немцу – не очень! Все мы не раз слышали это выражение. И наоборот – что немцу хорошо, то не всегда хорошо нам. В Германии финансовый омбудсмен появился в 1992 году по инициативе Союза немецких банков. Там финансовый омбудсмен назначается правлением Союза немецких банков и может разбирать жалобы *** на сумму не более 5 000 евро. Можно, конечно, разбираться и дальше, чем и как в Германии занимается финансовый омбудсмен и кому он подчиняется и отчитывается. Но только на минуту (не больше) можно представить себе финансового омбудсмена в Украине, которого назначают руководители коммерческих банков, и они же финансируют, а значит, и контролируют его деятельность!!! Стоит ли комментировать?
И о старейшей британской демократии. В Великобритании институт финансового омбудсмена создан в начале 80-х годов прошлого века и финансируется государством. Там статус и деятельность финансового омбудсмена закреплен специальным законом. Аппарат омбудсмена превышает 100 человек, а жалоб *** они разбирают в год свыше 1 миллиона. Суммы жалоб, которые рассматривает британский омбудсмен, колеблются в пределах от 100 000 фунтов стерлингов и выше. Статистика впечатляет. Банки Великобритании обязаны предоставлять своим клиентам возможность решать споры в досудебном порядке у финансового омбудсмена, иначе они не смогут работать с *** – физическими лицами. Кроме того, к финансовому омбудсмену Великобритании имеют право обращаться за разрешением своих споров не только *** – физические лица, но и небольшие (по британским меркам) организации, с годовым доходом менее 1 млн. фунтов стерлингов. Финансирование государственной службы финансового омбудсмена происходит за счет обязательных платежей и взносов организаций, работающих на финансовом рынке. Практически это аналог финансирования нашего Фонда гарантирования вкладов физических лиц в Украине.
Чувствуете различия в немецком и британском подходе? Только весьма заангажированный эксперт может предложить сегодня в Украине внедрение немецкой системы финансового омбудсмена. Тем более непродуманны и легковесны сегодня публичные проекты и предложения наших банкиров, создать такой институт или службу финансового омбудсмена на базе Независимой ассоциации украинских банков. Если уж и создавать в Украине отдельную службу финансового омбудсмена, то это должен быть исключительно государственный орган, учреждаемый Указом Президента, и назначать финансового омбудсмена должен только Президент страны. Тогда и уважение к этому органу, и обязательность решений не будут подвергаться никаким сомнениям. А финансировать этот государственный орган надо за счет обязательных взносов финансовых учреждений, работающих с *** – физическими лицами. Только в таком случае мы получим действительно европейский инструмент для улучшения положения *** финансовых услуг в Украине.