Політика

законотворчество

Реинтеграция Донбасса: Как изменился законопроект ко второму чтению

22444
Реинтеграция Донбасса: Как изменился законопроект ко второму чтению

Официально опубликован текст законопроекта № 7163 о реинтеграции Донбасса в таком виде, как комитет рекомендовал парламенту принять его в целом как закон. Всего депутаты подали 673 поправки, из них комитет отклонил 374, пишет 112 Украина.

Заголовок не изменили — законопроект ко второму чтению так же называется «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

В преамбуле расширили перечень документов, на которые опираются, как международные партнеры, так и принятые в Украине. В частности, вспомнили резолюции Генассамблеи ООН «О территориальной целостности Украины» № 68/262 от 27 марта 2014 года и № 75/205 «Состояние дел в области прав человека в Крыму и Севастополе».

Вспомнили о «продолжении практики противоправного задержания и удержания граждан Украины на временно оккупированных территориях, их незаконного вывоза и удержания на территории РФ».

Кроме того, в преамбуле действительно добавили «Крым и Севастополь» туда, где речь шла об оккупированных территориях, и называли отдельные районы Донецкой и Луганской областей — однако непосредственно на статьи законопроекта это не распространилось.

Уточнили определение оккупированных территорий. В частности, добавили, что это территории, на которых вооруженные формирования РФ и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют эффективный контроль. В перечень «суша, воды, воздушное пространство» добавили «недра».

Если ранее документ предусматривал, что границы таких территорий должно определить Минобороны по представлению Генштаба ВСУ, то в редакции ко второму чтению — президент по представлению Минобороны на основе предложений Генштаба ВСУ. Полное отсутствие военнослужащих РФ на оккупированных территориях должны установить Минобороны и МВД Украины путем совместного представления президенту Украины, который исключительно на этом основании принимает соответствующее решение. Начало и завершение мероприятий по обеспечению нацбезопасности и противодействия агрессии РФ определяется решениями президента.

В норме о том, что РФ несмотря на оккупацию не получает никаких прав на территории, уточнили, что продолжительность оккупации не имеет значения.

Ранее в законопроекте отмечалось, что любые акты, выданные оккупационной администрацией РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий. Комитет сделал исключение — кроме документов о рождении или смерти человека на временно оккупированных территориях.

Здесь же добавили строчку: «Ответственность за моральный и материальный ущерб, нанесенный Украине, органам государственной власти и местного самоуправления, возлагается на РФ». Кроме того, на Россию возлагается обязательство обеспечить защиту гражданского населения.

Госорганы Украины в опубликованном варианте должны не использовать возможности, а принимать меры для обеспечения государственного суверенитета — в том числе санкционные, а также использовать механизмы международного сотрудничества для сохранения и усиления санкций против РФ (ранее таких норм не было).

Предполагается не только сбор данных о правах и свободах граждан на оккупированных территориях, но и «создание межведомственного координационного органа с целью обобщения правовой позиции государства в вопросе отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ и подготовки консолидированной претензии Украины к Российской Федерации о реализации международно-правовой ответственности России за вооруженную агрессию против Украины».

Для противодействия агрессии со стороны РФ применяются силы и средства по согласованию с Генштабом ВСУ.

Ранее было определено, что всеми силами по противодействию агрессии руководит Объединенный оперативный штаб ВСУ, однако сейчас прописано, что такая функция возлагается на Генштаб. Вместе с тем, Объединенный штаб все равно должны создать, его должен возглавить командующий Объединенными силами. Такой командующий руководит силами и средствами Вооруженных сил и назначается президентом по представлению начальника Генштаба. Его полномочия и положение об Объединенном штабе определяет президент.

Командующий Объединенными силами среди прочего может ограничить въезд и выезд на пунктах пропуска с оккупированной территорией, если этого требует ситуация. Однако в целом порядок въезда-выезда определяет не начальник Объединенного штаба, посоветовавшись с СБУ и МинАТО, а Кабмин.

В зоне противодействия агрессии лицам, не привлеченным к этому, можно находиться с разрешения командующего Объединенным штабом.

На территориях, прилегающих к зоне боевых действий, функционирует особый порядок, согласно которому органы сектора безопасности и другие госорганы имеют специальные полномочия для обеспечения нацбезопасности. Границы таких территорий устанавливает начальник Генштаба ВСУ по представлению командующего Объединенными силами.

В законопроект внесли перечень прав правоохранителей и привлеченных к противодействию агрессии лиц:

  • применять в случае крайней необходимости оружие и спецсредства к тем, кто нарушает закон или препятствует исполнению требований, привлеченных к противодействию внешней агрессии лиц — или к тем, кто пытается нелегально попасть в зону противодействия агрессии;
  • задерживать указанных лиц и привозить в органы Нацполиции;
  • проверять у граждан и должностных лиц документы, в случае их отсутствия — задерживать для установления личности;
  • осматривать личные вещи граждан при них и в автомобилях;
  • временно ограничивать или запрещать движение транспорта, пешеходов на улицах и дорогах, не пускать людей и машины, в частности на объекты, выводить людей из определенной местности, производить буксировку транспорта;
  • входить в дома людей, на частные земельные участки, предприятия, учреждения и организации, если это нужно для противодействия внешней агрессии;
  • со служебной целью использовать с разрешения владельцев средства связи и автомобили, в том числе специальные, кроме автомобилей дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств и международных организаций.

Кроме того, в ходе доработки ко второму чтению расширили «Переходные положения».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама