Рентгенограмма картины нидерландского художника Винсента Ван Гога (1853-1890) из цикла «Подсолнухи» (1889) показала, что чувствительная к свету краска, которой художник пользовался для более точной передачи оттенков желтого, постепенно теряет свою насыщенность. Пока еще изменения никак не проявились внешне, но со временем подсолнухи на полотне голландского художника могут стать коричневыми, сообщает The Guardian.
Музей Ван Гога в Амстердаме стал первым, кто использовал макроскопические рентгеновские лучи и технику, известную как химическое картирование, для детального изучения состава красок и точного выявления мест на картине, которые могут потускнеть. Выяснилось, что для прорисовки лепестков и стеблей цветов, а также желтоватого заднего фона Ван Гог выбрал краску, содержащую в составе хром, который темнеет при контакте со светом. Однако оранжевая краска, в которой меньше содержание серы, сохранит свой первоначальный оттенок.
«Пока трудно сказать, когда химические процессы станут видны невооруженным глазом, это зависит от многих внешних факторов», — заявил Фредерик Ванмеерт из университета Антверпена. «Нам также удалось увидеть, что художник использовал изумрудно-зеленую и красную краску со свинцом на небольших участках картины, которые в будущем могут стать светлее».
Это открытие — результат двухлетней работы голландских и бельгийских специалистов, выполненной по заказу музея Ван Гога, в котором хранится самая большая коллекция его работ. Пять лет назад было принято решение сделать освещение в залах, где выставляются картины художника, более приглушенным, чтобы уменьшить его негативное воздействие на шедевры.
Сотрудники музея надеются, что анализ одного из «Подсолнухов» позволит им в будущем определить, использовалась ли эта краска при написании остальных работ цикла, а также в других произведениях Ван Гога. Если данные подтвердятся, то будут приняты усиленные меры по сохранению полотен в первоначальном виде.
Существует две серии «Подсолнухов» Ван Гога: парижская (1887), в которую входят две картины с лежащими цветами, и арлейская (1888-1889), состоящая из семи изображений цветов в вазах. Одно полотно было уничтожено во время Второй мировой войны, еще одно находится в частной коллекции, которая не выставлялась уже более полувека. Остальные находятся в музеях на трех континентах: в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме, в Новой пинакотеке (картинной галерее) в Мюнхене, в Мемориальном музее искусств Сейдзи Того в Токио и Художественном музее Филадельфии. В августе прошлого года Национальной галереей в Лондоне была предпринята попытка собрать весь цикл вместе, но это удалось сделать только при помощи виртуальной трансляции.