Мессенджер Telegram изменил свою политику конфиденциальности и согласился передавать данные о пользователях спецслужбам — при соблюдении некоторых условий. Как говорится на сайте мессенджера, Telegram может раскрыть IP-адрес и номер мобильного телефона пользователя, если компания получит судебное решение, которое подтвердит, что пользователь является подозреваемым в терроризме.
В компании подчеркнули, что пока такой передачи данных не было ни разу. Также Telegram открыл специальный канал, в котором будет каждые полгода публиковать информацию о таком сотрудничестве со спецслужбами.
Руководитель Международной правозащитной группы «Агора», представляющей Telegram в суде, Павел Чиков, в разговоре с ресурсом «Код Дурова» заявил, что нововведения являются следствием дела ФСБ против Telegram, но подчеркнул, что это не результат переговоров с властями.
«Мы как представители Telegram никогда не отрицали права и даже обязанности властей бороться с терроризмом, наоборот, предлагали именно такой цивилизованный путь — судебный запрос в обмен на раскрытие», — отметил Чиков. «Баланс интересов национальной безопасности и неприкосновенности частной жизни должен быть найден. Telegram предлагает свой вариант. ФСБ не предлагала ничего», — добавил он.
Пока не понятно, согласятся ли с таким предложением российские власти, поскольку речь идет не о переписке и не о ключах от всех чатов всех пользователей, а лишь об IP-адресах и номерах телефонов.
Напомним, что в середине апреля Таганский суд Москвы удовлетворил требование местного Роскомнадзора о блокировке доступа к Telegram на территории России. Причиной для такого требования стала претензия ФСБ к мессенджеру, который отказался предоставил спецслужбам ключи дешифрования сообщений пользователей. После решения суда Роскомнадзор приступил к массовым блокировкам IP-адрессов мессенджера.
В мессенджере, в свою очередь, заявляли, что выполнить требования ФСБ невозможно технически: история переписки сохраняется только на устройствах пользователей и не дублируется на серверах компании. Однако компании не удалось отстоять свою позицию в суде.