Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в энергетике (НКРЭ) обнародовала проект изменений, вносящихся в действующие правила проведения аукционов на получение доступа к мощностям по экспорту электроэнергии. Необходимость изменения существующих правил прямо объясняется ситуацией с несоответствием их нормам европейского Энергетического сообщества, о которой «Капитал» сообщал ранее. Однако сказать, что замечания ЭС были учтены в нем полностью, было бы преувеличением, скорее речь идет о точечных улучшениях, не способных кардинально изменить условия аукционов.
Содержание документа
Как сообщил «Капиталу» руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий, в документе, разработанном НКРЭ, можно выделить три ключевых элемента. «Во-первых, гарантийный денежный взнос для участия в аукционе предлагается заменить на банковскую гарантию. По идее, это освобождает существенные денежные средства экспортера. Сам размер гарантии предлагается уменьшить в 12 раз, что уменьшает «барьер для входа» на рынок экспорта электроэнергии», — отметил эксперт.
Кроме того, он обратил внимание на то, что при непредвиденном сокращении пропускной способности выкупленного сечения приоритет не будет отдаваться тому, кто заключил годовой контракт. «Сокращения, соответственно, будут пропорционально распределяться между всеми, кто выкупил сечения. Это поставит покупателя годового и месячного контракта в одинаковые условия, тем самим уменьшив спрос на годовые контракты», — считает Александр Паращий.
В то же время источник «Капитала», ранее занимавшийся разработкой правил аукционов, отметил, что в целом проект не способен поменять расстановку сил на рынке экспорта электроэнергии. Сам факт того, что НКРЭ действительно отреагировала на замечания Секретариата ЭС, примечателен, но не более того. Предложение распределять риски между экспортерами по месячным и годовым договорам, в случае, если системный оператор сети — «Укрэнерго» — не будет способен выполнить свои обязательства объективно повышает привлекательность месячных аукционов, отметил он. Однако в условиях, когда экспорт фактически монополизирован дочерними структурами одной компании, которые, соответственно, задают тон и на годовых, и на месячных аукционах, это, скорее, работа на перспективу.
«Насколько мне известно, основной проблемой потенциальных участников аукциона было отсутствие подписанного договора на экспорт электроэнергии с зарубежными контрагентами, который требовало «Укрэнерго». А как может потенциальный экспортер заключить договор на поставки энергии не имея доступа к экспортным мощностям?», — отметил он.
Вторым вопросом, не соответствующим нормам ЭС, остается ситуация с набором лицензий, которыми должен обладать потенциальный экспортер. «Зачем нужна лицензия для внутреннего рынка, если компания хочет экспортировать энергию? Я так понимаю, эти вопросы пока полностью не урегулированы», — отмечает он. «Ну и еще одно нововведение — мы видим, что предлагается установить минимальную начальную цену лота в размере 100 необлагаемых минимумов доходов в случае, если на этот лот была подана лишь одна заявка. По сути, этим допускается участие в аукционе по лоту одного участника, для которого устанавливается минимальная начальная цена», — отмечает эксперт.
Судьба изменений
В силу того, что предложения по изменению порядка аукционов еще принимаются, у потенциальных участников аукциона есть возможность внести свои предложения до 8 июля. Если новый порядок будет также утвержден в июле, то новые правила проведения аукциона будут действовать лишь с августа. Очередной аукцион на июль, который пройдет сегодня, 11 июня, будет проводиться по действующему порядку.
Как сообщал «Капитал», правила экспортных аукционов, принятые в 2009 г., менялись неоднократно. Однако изменения каждый раз происходили за считанные дни до проведения аукционов и осуществлялись таким образом, что готовым к ним оказывался единственный потенциальный участник, который и становился их победителем. Речь идет об энергетическом холдинге ДТЭК Рината Ахметова. В настоящий момент ДТЭК — единственный экспортер украинской электроэнергии в ЕС. Сам факт безоговорочного триумфа единственного участника рынка уже слабо согласуется с европейскими нормами, исходя из которых один игрок не может контролировать свыше 50 % экспортных мощностей.
В ответ на открытое письмо ЭС, указывающее на эту и другие проблемы, Украина предложила создать совместную рабочую группу с участием экспертов секретариата ЭС, которая работала бы над гармонизацией украинского отраслевого законодательства и приведением его в соответствие с европейскими нормами. «Украина действительно не предоставила детальных ответов на все вопросы, затронутые в открытом письме, и не развеяла опасений секретариата, — сообщила тогда «Капиталу» юрист по энергетическим вопросам секретариата ЭС Розета Карова. — Однако она обращается за помощью. Совместно мы работаем над поиском решения проблем».