Депутаты Верховной Рады поддержали во втором чтении и в целом законопроект № 1187-2 «О высшем образовании» в новой редакции.
За соответствующее решение проголосовали 276 нардепов.
Закон принят с поправками и подлежит технико-юридическому редактированию.
В частности закон предусматривает, что подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным, образовательно-научным, научным программам на следующих уровнях высшего образования:
— начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;
— первый (бакалаврский) уровень;
— второй (магистрский) уровень;
— третий (образовательно-научный) уровень;
— научный уровень.
В соответствии с этим, получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предполагает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной (образовательно-профессиональной или образовательно-научной) или научной программы, что является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:
1) младший бакалавр;
2) бакалавр;
3) магистр;
4) доктор философии;
5) доктор наук.
Согласно документу, аттестация осуществляется открыто и гласно.
«Соискатели высшего образования и другие лица, присутствующие на аттестации, в том числе во время защиты диссертации, могут свободно осуществлять аудио — и/или видеофиксацию процесса аттестации», — говорится в законе.
Аттестация лиц, получающих степень доктора философии, осуществляется постоянно действующим или разовым специализированным ученым советом высшего учебного заведения или научного учреждения, аккредитованным Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования, на основании публичной защиты научных достижений в форме диссертации.
Соискатель степени доктора философии имеет право на выбор диссертационного совета.
Кроме того, данный закон предоставляет большую автономию высшим учебным заведениям. Обеспечивается дополнительное пространство для работы преподавателей, в том числе для научной работы.
Также предусматривается создание системы обеспечения качества высшего образования, рост доли работодателей и бизнеса в формировании критериев высшего образования и оценки компетенции выпускников.
Также закон регулирует ВНО как основной критерий поступления в вуз, а также прописывается больше возможностей для самоуправления студентов.