Государственное предприятие спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт» повысило отпускные цены на спирт на 13,8‑14,4 % — до 143‑148 грн / дал (с НДС) в зависимости от класса и способа расчета.
Об этом рассказал «Капиталу» генеральный директор предприятия Александр Харт.
Он объяснил это удорожанием сырья на 19 %, топлива на 14 % и увеличением заработной платы сотрудникам на 6,6 %. Кроме того, падение производства спирта относительно прошлого года сейчас достигает 30 %, то есть все производственные затраты приходится делить на меньший объем производства, продолжает он.
«Повышение отпускной цены позволит нам хоть немного увеличить рентабельность в условиях падения производства и роста затрат», — объяснил руководитель и добавил, что сейчас «Укрспирт» практически не получает прибыли, тогда как в 1990‑е рентабельность производства спирта на госпредприятиях составляла 14 %.
Последнее изменение цен на спирт произошло в марте 2012 г., когда «Укрспирт» по просьбе производителей снизил их на 4,5 % — до 124,1 грн / дал. В 2011 г. спирт стоил 129,17 грн / дал, повышение проходило в два этапа — сначала на 18,2 %, а позже еще на 15,4 %.
Стоимость спирта не должна превышать 80‑100 грн / дал, уверен директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко. «Разницу получает «Укрспирт», который стремится увеличить прибыль», — рассказал он.
Эксперт подсчитал: только один сегмент крепленых вин за один сезон позволит «Укрспирту» заработать дополнительных 5 млн грн. Он прогнозирует, что виноделы вынуждены будут сокращать производство. Чтобы избежать этого, игрокам рынка нужно было дать возможность подготовиться и анонсировать поднятие цен за несколько месяцев, считает представитель ассоциации.
Удорожание приведет к повышению качества продукции, надеется председатель cовета директоров компании Nemiroff Александр Глусь. По его подсчетам, себестоимость производства поллитровой бутылки водки вырастет на 0,36 грн. Александр Харт допускает, что в рознице водка прибавит в цене не более 1 грн.
Но изменения розничной стоимости может не произойти и вовсе. Председатель совета директоров алкогольного холдинга Global Spirits (торговые марки «Хортиця», «Мороша») Евгений Черняк уверяет, что удорожание спирта производители компенсируют за счет своей маржи.
«Это единственный путь для производителей сохранить свою долю на падающем рынке», — говорит менеджер крупного производителя водки.
По данным Государственной службы статистики, производство водки с содержанием спирта менее 45,4 % в апреле нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. сократилось на 34,4 % — до 1,6 млн дал.