Правительство самоустраняется от решения социальных проблем общества, как будто все проблемы уже решены. Именно это следует из правительственной программы, которую премьер Арсений Яценюк все-таки умудрился протащить через Верховную Раду, пишет экономист Александр Охрименко в своем блоге на сайте «Корреспондент.net».
Как живут обычные люди в Украине, Яценюка не волнует. Только на здравоохранении правительство хочет сэкономить более 120 млрд гривен, в том числе — почти 42 млрд на компенсациях чернобыльцам. «Судя по правительственным проектировкам, медицина в Украине настолько замечательная, что нужно отобрать у нее лишние деньги. Как будто бы в стране все больницы сидят в новых отремонтированных зданиях, врачи обеспечены самым современным оборудованием, и даже медсестры и санитарки давно стали представителями среднего класса, не говоря уже о докторах», — пишет эксперт.
Еще одна излишне богатая отрасль, как выясняется, это образование и наука — там можно спилить почти 90 млрд гривен. Только на финансировании фундаментальных научных исследований можно сэкономить 26 млрд. Стоит, конечно, оценить честность нынешних украинских властей: они прямо признают, что никакая наука, никакие ученые им в Украине не нужны. Хотите заниматься своими исследованиями — езжайте в США и в Европу, там вас поддержат. Не нужны и грамотные специалисты — обязательными будут только девять классов образования, магистерские программы ужмут до одного года, малокомплектные сельские школы вовсе закроют.
Предлагая такие меры, Яценюк, похоже, пытается противопоставить себя правительству, работавшему во времена «злочынной влады». Финансово-экономический блок под руководством Сергея Арбузова делал упор на развитие социальной сферы и вполне официально называл бюджеты 2013 и 2014 годов социально ориентированными. И на то была причина: они предусматривали ускоренную индексацию пенсий и зарплат бюджетников, увеличение расходов на социальное обеспечение, не урезание, а расширение льгот. И вместе с этим — сдерживание инфляции и курса доллара. В результате реальные доходы украинцев быстро увеличивались, росла и экономика, подкрепленная внутренним спросом.
Почему при Арбузове вообще не возникало никакой нужды в урезании расходов бюджета? Потому что он знал, где найти деньги — у олигархов. Именно их и «раскулачивало» Министерство доходов и сборов, автоматизируя сбор налогов и таможенных тарифов, борясь с низовой коррупцией и ужесточая финансовую дисциплину в стране. Именно для того, чтобы вернуть их доходы из офшоров в Украину, прошлым летом был принят закон о трансфертном ценообразовании, который сделал бы невыгодными все эти финансовые махинации с использованием иностранных посредников. Но, разумеется, сразу же после смены власти этот закон был фактически отменен, подчеркнул Охрименко. А теперь, когда пришла пора спасать бюджет, правительство решило трясти не олигархов, у которых деньги есть, а народ, у которого денег нет.