Суть изменения закона о трансфертном ценообразовании, которые предлагает правительство Арсения Яценюка, сводится к тому, чтобы контролировать цены по внешнеэкономическим контрактам не по крупным сделкам, где сумма превышает 50 млн грн, а по всем контрактам, которые так или иначе связанные с внешней торговлей.
Об этом пишет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко в своем блоге на «Корреспонденте», комментируя инициативу Кабмина о внесении изменений в закон, который и является главным инструментом борьбы с выводом денег в офшоры.
На первый взгляд, отмечает он, это кажется красиво и указывает на заботу правительства Яценюка о контроле за выводом валюты в офшоры. Но в действительности это фактически дает крупному бизнесу возможность и дальше без проблем выводить деньги и не бояться никаких проверок. Ибо если будут внесены изменения, которые предлагает правительство Арсения Яценюка, то Государственной фискальной службе в течение каждого месяца нужно будет проверять отчетов по ценам на сумму около 5-6 трлн грн, что сделает такую проверку фиктивной.
Дело в том, считает эксперт, что отчеты Государственной фискальной службы завалят никому не нужной информацией о мелких и незначительных сделках. Мало того, олигархи получат возможность посредством мелких дроблений однотипных операций формировать «нужную» для них цену по действительно крупным внешнеэкономическим контрактам. Как результат, поток информации просто заблокирует работу Государственной фискальной службы, и на все упреки, почему олигархи выводят в офшоры деньги по сомнительным ценам, будет один ответ — нет возможности все проверить.
«Во истину действующая власть умеет даже из действительно нужных законов, которые реально могут повлиять на наполнение госбюджета, сделать фикцию, которая будет делать имитацию борьбы о выводе денег в офшоры», — резюмирует Охрименко.
Он также напоминает: в варианте закона, который при большом сопротивлении олигархов был принят еще в 2013 году при первом вице-премьере Сергее Арбузове, главная суть борьбы с выводом валюты в офшоры заключалась в том, что предлагалось контролировать большие ФПГ, которые продают за границу и покупают из-за рубежа, используя офшорные зоны.