Вчера представители газодобывающих компаний сообщили, что это решение все‑таки было отменено. И также неофициально, как и принято: 10 июля облгазы получили новую редакцию баланса поставок и распределения газа на июль, в котором закачка 50 % добываемого частными компаниями газа уже не предусмотрена. Информацию об этом вчера подтвердили журналистам финансовый директор «Полтавской газонефтяной компании» Евгений Паленка и директор компании «Газэнерго-Украина» Владимир Микунов. Представитель Министерства энергетики и угольной промышленности Марина Пекарчук не смогла подтвердить, что постановление было отменено, посоветовав обратиться в «Нафтогаз». Однако и пресс-секретарь НАК «Нафтогаз України» Елена Юрьева не смогла подтвердить, что компания утвердила новый баланс газа и разослала его компаниям. Впрочем, на прошлой неделе Ставицкий на вопрос «Капитала» о судьбе распоряжения правительства заявил, что его планируют отменить.
Дешевле не работать
Участники газового рынка говорят, что подобные решения о принудительном отборе газа ставят под сомнение целесообразность работы в Украине. Генеральный директор компании «Укрнафтогазинвест» Зиновий Козицкий рассказал, что компания в 2012 г. инвестировала в добычу газа 150 млн грн, в том числе — за счет привлечения кредитов. Поэтому при отборе 50 % газа в ПХГ компания не может нормально функционировать: «Такие действия ставят компанию на грань банкротства, особенно если это — небольшие газодобывающие компании». По словам Евгения Паленки, при 50 % принудительной закачке газа в ПХГ у компании формируется негативный денежный поток, и ей выгоднее ограничить или даже вообще прекратить добычу газа.
2
млрд куб. м газа
в год добывают в среднем частные газодобывающие компании
Неофициальное решение властей не замедлило сказаться не только на газодобывающих компаниях, но и на потребителях газа. Глава правления компании «Малинская бумажная фабрика — Вайдман» Андрей Панченко рассказал, что из‑за проблем на газовом рынке, возникших вследствие неофициального решения властей, 2 июля компания на пять часов была отключена от газоснабжения. Под отключение от газоснабжения попали и другие потребители, которые не могли подтвердить облгазам факт закупки газа.
Такое было и ранее
Правительство не в первый раз пытается отобрать ресурс у частных газодобывающих компаний. Евгений Паленка рассказал, что в ноябре 2012 г., также по неофициальному распоряжению властей, весь добытый в декабре газ должен был направляться в ПХГ. При этом также никаких документов, подтверждающих это решение, также не было. Частные добывающие компании всю зиму 2012‑13 гг. не могли забрать свой газ, закачанный в ПХГ летом. «Все, что происходило, не имело официального подтверждения документами. Мы писали письма в правительство, но ничего не получали в ответ», — вспоминает Евгений Паленка. При этом складывается парадоксальная ситуация: если нет официального документа, его нельзя оспорить в суде. До вчерашнего дня представители компаний в неофициальных беседах даже не решались подтвердить, что у них возникли проблемы из‑за решения властей. «Как я могу подтвердить, что у нас проблемы, если у меня нет документов? На меня же можно потом будет подать в суд. Нет документов — нет проблемы», — поделился вчера представитель одной из газодобывающих компаний.
Чтить закон
Представители газового бизнеса считают, что правительство должно обеспечить нормальные правила игры на рынке и их соблюдение всеми участниками, в том числе — государственными органами. «Важны нормальные прозрачные правила игры, чтобы можно было долгосрочно и планово работать», — говорит Паленка. Ксения Ястребова, директор Shell Energy Ukraine, практически повторяет его слова: «Нам необходима стабильность, нам необходима прозрачность, нам необходимо выполнение существующей законодательной базы». Однако до прозрачности на рынке — далеко. Ксения Ястребова приводит такой пример: согласно приказу Министерства энергетики от 2012 года, месячный баланс поставки и распределения газа должен быть опубликован до 27 числа предшествующего месяца. «Из нашего опыта этого не произошло ни разу. Эта ситуация длится уже полгода. Никакой прозрачности на рынке мы не видим. Балансы публикуются частично, с опозданием, доносятся до наших клиентов с большими задержками», — говорит она.