Выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны пройти по законодательству Украины и рабочие группы Трехсторонней контактной группы должны об этом договориться, заявила экс-спецпредставитель ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Хайди Тальявини.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на Интерфакс-Украина.
«Минский документ очевиден — выборы должны пройти в рамках украинского законодательства. Есть, конечно, отдельные вопросы, которые надо урегулировать. И, естественно, есть большие расхождения. Так что пусть рабочие группы сделают свою работу», — сказала Тальявини в интервью журналистам в Киеве по результатам своей деятельности на посту спецпредставителя в Трехсторонней контактной группе.
Она рассказала, что подгруппа по политическим вопросам Трехсторонней группы как раз сейчас обсуждает два вопроса — выборы и особый статус. Так как за одно заседание эти вопросы не решить, то группа решила встречаться почаще — каждую неделю до конца июля.
«Потому что сроки сжатые: если провести выборы, как запланировано — в конце октября, то надо сейчас договориться», — отметила Тальявини.
При этом она признала, что по этой теме существует много вопросов, в которых нет еще договоренности. «Например, кто может избираться, кто может голосовать, присутствие СМИ, участие политических партий — вот в этом состоит теперь работа, чтобы сблизить позиции по этим вопросам», — сказала экс-представитель ОБСЕ.
По ее словам, главным достижением контактной группы за этот год работы стало создание основы для урегулирования конфликта.
«Я думаю, что все-таки за этот год мы заложили основу для мирного урегулирования конфликта. С тех пор как мы пришли первыми к минским договоренностям — с 5 сентября прошлого года, в принципе, нет больше крупномасштабных военных действий, кроме боев за Дебальцево в феврале этого года», — добавила она.
Дипломат считает, что конфликт на Донбассе может быть решен только в тесном взаимодействии всех игроков. «Есть уровень международный. Есть уровень региональный — отношения между Россией и Украиной. И есть внутриполитический уровень этого конфликта. И мне кажется, что нужно работать на всех трех уровнях для решения конфликта», — считает Тальявини.
При этом она затруднилась назвать какие-то конкретные сроки. «Мы не могли предсказать развитие и не можем сейчас предсказать, как развиваются события. Моя надежда, конечно, на то, чтобы у всех, кого это касается, хватило мудрости и здравого смысла понять, что решение найдется только путем компромисса и что нет никакого решения военным путем. Ибо рано, или поздно, даже если возобновятся военные действия, люди садятся за стол и все-таки обсуждают условия мирного урегулирования», — уточнила Тальявини.
Дипломат также опровергла слухи о ее отставке в связи с неудовлетворительными переговорами в Минске. «Это чистые слухи и спекуляции... Если бы я разочаровалась или расстроилась после каких-то очередных минских встреч, то я бы не начала эту работу», — сказала она. При этом Тальявини подчеркнула, что этот год был действительно «очень сложным».
«Все участники наших встреч приходят со своими эмоциями, а эти эмоции надо как-то сгладить — постараться построить мосты, найти выход из безвыходной ситуации. А такие встречи длятся порой 4, 5, 6 и 7 часов и вы сидите без перерыва, пытаетесь сконцентрироваться, уловить возможности. Это не очень просто. Так что я думаю, что год проделанной работы считается за много лет обычной рутинной работы дипломата», — подытожила Тальявини.