Деятельность Украины в использовании собственных ресурсов многие годы была квазирыночной.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на ZN.UA.
По данным издания, господдержка предприятий в период 2000–2013 годав была значительно больше, чем в странах ЕС (в 5,1–9,1 раза). Украина тратила больше средств на поддержку предприятий по видам деятельности, чем и в среднем по ЕС, и по отдельным странам Евросоюза, даже с транзитивными экономиками.
Однако, отмечает издание, структура этих расходов крайне нерациональна и существенно деформирует рыночную среду из-за неравности доступа к государственным ресурсам товаропроизводителей.
Так, особые преференции имеют, например, угольная промышленность, энергетика, тогда как машиностроение, которое могло бы стать базой для наращивания инвестиций и технологического перевооружения, значительно отстает.
К тому же с 2005 года Украина не оказывает довольно распространенной в ЕС государственной поддержки предприятиям на научно-технические разработки. В частности, в Чехии госрасходы на научные разработки и исследования, экологические инновации достигали в отдельные годы (2009, 2010, 2011 г.) 25–35% от общей суммы указанной поддержки.
В связи с этим издание отмечает, что Украина, с одной стороны, исчерпала возможности рыночного характера заимствовать и жить в долг, а с другой — не может и не имеет необходимости поддерживать предприятия реального сектора в прежних масштабах, и при таких условиях не может инвестировать средства в инфраструктурные проекты и другие виды деятельности, подобно европейским странам, где расходы в поддержку регионального развития превышают половину всех выделенных на такие цели объемов средств.
Как сообщал Капитал, по данным Государственной службы статистики, за первый квартал 2015 года крупные и средние предприятия Украины получили 385,935 млрд грн убытка до налогообложения.