Санкции Украины против России окажут лишь ограниченное прямое влияние на характеристики кредитоспособности «Газпромбанка и Банка Москвы.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на РБК-Украина.
«Несмотря на то что у Газпромбанка нет дочерних операционных компаний в Украине, объем кредитов украинским компаниям в кредитном портфеле банка является значительным», — сказали в пресс-службе международного рейтингового агентства Standard & Poor’s.
Так, за последние несколько лет доля российских банков в активах украинской банковской системы значительно увеличилась — примерно до 10-12%. Однако ожидается, что готовность банков РФ осуществлять деятельность в Украине может существенно снизиться, учитывая геополитические риски и быстрое ухудшение ситуации в украинской экономике.
«Помимо Газпромбанка и Банка Москвы (собственника украинского АО „БМ Банк“), в число крупнейших российских финансовых групп и аффилированных с ними организаций, которые имеют украинские дочерние банки или выдают кредиты украинским заемщикам, входят Государственная корпорация „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“ — собственник украинского ПАО „Проминвестбанк“; ПАО „Сбербанк России“; Банк ВТБ (ПАО) и банковская группа АО „Альфа-Банк“, которой принадлежит 100% ПАО „Альфа-Банк Украина“ через конечную холдинговую компанию ABH Holdings S.A», — отмечается в сообщении S&P.
Как отметили в агентстве, пока сложно оценить, смогут ли украинские заемщики обслуживать свои долговые обязательства и совершать международные операции с российскими банками и финансовыми группами, в отношении которых введены санкции.
Украинские активы составляют лишь небольшую долю объема совокупных активов российских банков, однако связанные с ними риски могут обусловить дальнейшее снижение показателей капитализации и прибыльности российских банков в 2015 г., если украинские заемщики не смогут перечислять платежи по своим обязательствам в российские банки, затронутые санкциями, в частности в Газпромбанк.
«Санкции предусматривают замораживание активов ряда банков и приостановку финансовых операций с компаниями, включенными в санкционный список. У банков, в отношении которых введены санкции, могут возникнуть операционные проблемы, особенно при осуществлении финансовых операций между двумя странами, однако мы полагаем, что банки, имеющие рейтинги Standard & Poor’s (в частности, Банк Москвы и Газпромбанк), смогут контролировать эти риски. По нашим оценкам, риски БМ Банка, связанные с украинскими активами, оцениваются в 3,1 млрд грн (около $144 млн), что составляет менее 1% активов Банка Москвы. В связи с этим мы полагаем, что даже прекращение всех операций БМ Банка в Украине не приведет к существенному ухудшению характеристик кредитоспособности Банка Москвы», — пояснили в агентстве.
При этом объем кредитов Газпромбанка компаниям, осуществляющим деятельность в Украине, составляет 202 млрд руб. ($3 млрд, или 7% совокупного кредитного портфеля-нетто), однако около 65% этих кредитов структурированы таким образом, что представляют собой риск неплатежа материнской структуре банка — «Газпрому».
«Это может несколько снизить риски, связанные с ведением деятельности в Украине. Тем не менее до конца 2015 г. Газпромбанк может сформировать дополнительные резервы на потери по кредитам, выданным украинским компаниям, что может оказать негативное влияние на финансовые показатели банка», — полагают аналитики S&P.
Кроме того, по оценкам S&P, совокупный объем активов Внешэкономбанка, Сбербанка, Банка ВТБ, Газпромбанка и банковской группы «Альфа-Банк», которые подвержены рискам, связанным с ведением деятельности в Украине, составляет примерно $23-25 млрд. Эта сумма составляет не более 3% объема их совокупных активов, однако для некоторых банков эта цифра может быть выше.
«Указанная сумма включает кредиты объемом около $8 млрд, выданные украинскими дочерними банками. Долю кредитов, предоставленных российскими банками украинским заемщикам, в их совокупном кредитном портфеле сложно определить точно, но их объем может составлять около $15-17 млрд. Примерно 30-40% этих кредитов хеджированы либо обеспечены гарантиями или активами, которые зарегистрированы за пределами Украины, что частично снижает кредитные риски и уменьшает возможные убытки», — подчеркнули в S&P.
Как сообщал Капитал, 16 сентября президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о применении санкций в отношении России. Санкционный список включает в себя 388 физических и 105 юридических лиц. С 22 сентября санкции вступили в силу.