Законопроект № 3025 «Об особом режиме специальной конфискации имущества», предусматривающий особый режим конфискации имущества бывшего президента Виктора Януковича и ряда экс-чиновников, содержит недостатки, которые при практическом применении приведут к нарушению прав человека, установленных Конституцией Украины и международными конвенциями, говорится в заключении к законопроекту, которое было подготовлено секретариатом Уполномоченного Верховной Рады по правам человека и передано в парламент.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на Корреспондент.
«Не отрицая необходимость внедрения инструментов, обеспечивающих возможность повышения эффективности борьбы с коррупцией и легализацией средств, полученных преступным путем, обращаю внимание на то, что принятие указанного законопроекта может привести к нарушению прав человека, установленных Конституцией Украины, Всеобщей декларацией прав человека и Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод, в частности Дополнительным протоколом № 1 к указанной Конвенции», — отмечается в выводах омбудсмена.
В заключении подчеркнуто, что законопроект не просто создает параллельную систему какого-то особого режима специальной конфискации вне уголовного производства и уголовного процесса, но и, предлагая регулировать такой режим отдельным законом, создает отдельную систему судебного расследования отдельного преступления, такого, как незаконное обогащение.
«Это противоречит всей доктрине уголовного права и не согласуется с требованием статьи 3 Уголовного кодекса Украины, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Кодексом, а потому и процедура применения уголовно-правовых мер должна быть определена исключительно в Уголовном процессуальном кодексе», — отмечается в выводе омбудсмена.
Там также обращают внимание, что законопроект практически не предусматривает участия лиц, имущество которых подлежит особому режиму специальной конфискации, или их защитников, во время судебного разбирательства и не устанавливает возможность обжалования судебных решений по применению особого режима специальной конфискации. Кроме того, указанным законопроектом предлагается расширить границы применения специальной конфискации на все преступления, определенные в Особенной части Уголовного кодекса Украины, в том числе и на те, которые не являются таковыми в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.
«Все это будет создавать проблемы при практическом применении положений указанного законопроекта и приведет к многочисленным нарушениям прав человека», — резюмируют в секретариате омбудсмена.
Ранее данный законопроект раскритиковал депутат Европарламента Пятрас Ауштрявичюс.
Напомним, Комитет Рады также не поддержал законопроект Червновол о спецконфискации.
Конфискация любого имущества без судебного постановления, инициативой одних только депутатов - это нарушение прав человека и кучи мировых законов. Куда Черновол страну толкает и зачем - для меня все более и более непонятно.
Конфискация любого имущества без судебного постановления, инициативой одних только депутатов - это нарушение прав человека и кучи мировых законов. Куда Черновол страну толкает и зачем - для меня все более и более непонятно.
Кажется, все уже высказались по поводу этого закона - и в США, и в ЕС, и в Украине. И везде идея одна и та же - закон бредовый и не может функционировать в демократическом государстве. Почему - у омбудсмена объяснили доходчиво. Зато нашим парламентариям лишь бы догнуть свою линию(