Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект, которым временно, до 31 декабря 2017 года, ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении легковые автомобили снижаются от 2 до 28 раз, в частности, с целью минимизации использования схем «временного ввоза» для уклонения от уплаты налогов.
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на Интерфакс-Украина.
За соответствующее решение на заседании во вторник проголосовало 226 народных депутатов.
«В Украине налоговая нагрузка на новые автомобили составляет 47%, а на подержанные — 170%, т.е. акцизы непропорционально высокие», — подчеркнула нардеп Татьяна Острикова (фракция «Самопомич»).
Как сообщалось, в пояснительной записке к законопроекту № 3251, авторами которого являются около 100 народных депутатов, отмечалось, что на фоне девальвации национальной валюты и падения покупательной способности населения значительно снизились продажи автотранспортных средств, что приводит к сокращению рабочих мест как в производстве, так и в продажах авто и снижению поступлений в бюджет.
«Потребители не могут покупать новые импортные авто из-за их высокой стоимости в гривне, а подержанные импортные — из-за высоких ставок акцизного сбора, что делает их цену неконкурентоспособной», — отмечается в пояснительной записке.
В этих условиях граждане, особенно в приграничных областях, покупают авто в Европе и используют их в Украине без уплаты налогов. В частности, широко распространены схемы временного ввоза нерезидентами и использования авто в таможенном режиме транзита.
В документе напоминается, что в Украине с начала года действует стандарт Евро5 (т.е. ввозиться из Европы могут автомобили не старше 2009 года выпуска).
Наибольшее снижение ставки акцизного сбора предусмотрено на автомобили с объемом цилиндра двигателя 1-1,5 л: их предлагается соответственно снизить в 21,7 раза и почти 28 раз — до EUR 0,063 за 1 куб. см объема двигателя.
По информации ГФС, в 2014 году с целью транзита в Украину перемещено 61,5 тыс. ед. По оценке авторов, за счет этого в госбюджет поступит около 300 млн грн в виде налоговых поступлений. По разным оценкам, первичные продажи подержанных авто в 2016 году вырастут до 20 тыс. ед., при этом средний возраст их не будет превышать восемь лет, т.к. автомобили стандарта Евро5 в Европе выпускаются с 2008 года.
Между тем, как отмечают эксперты отрасли, высокие ставки акцизного сбора были практически единственным барьером, препятствующим массовому ввозу в Украину подержанных легковых автомобилей.
По расчетам аналитиков AUTO-Consulting, с принятием законопроекта растаможка б/у автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро.
«С принятием такого закона Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б/у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать», — считают эксперты.
Кроме того, Как отмечали в ВААИД, в настоящее время основным поставщиком подержанных автомобилей в Украину становится Россия из-за девальвации российского рубля более чем вдвое, наличия более 20 заводов международных автоконцернов, высокого уровня локализации производства в совокупности с экономическим кризисом.
В январе-феврале текущего года в Украину импортировано 2,6 тыс. б/у легковых автомобилей, что на 6% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом, если за 2 мес. 2015 года 52% импорта составляли авто до 2008 года выпуска (Евро-4 и ниже), то за январь-февраль текущего года доля таких авто составила только 4%, остальные — автомобили выпуска 2009 года и моложе, при чем основная часть — 2011-2012 года выпуска (т.е. достаточно свежие и дорогие автомобили).