Увеличение квот ЕС на ряд украинской сельскохозяйственной продукции носит скорее поощрительно-пропагандистский характер, поскольку в реальности мало влияет на динамику внешней торговли Украины. Об этом на своей странице в Facebook написал экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов.
«Вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции мгновенно оценила эффект от данного шага на уровне $200 млн. Цифра завышена, ведь даже если базироваться на ретроспективных данных таможни за 2016 год, то выходит максимум $170 млн. При этом цена на основные компоненты списка ЕС — зерновые устойчиво падает. То есть будущие валютные поступления за тонну товара будут ниже, чем в первой половине года», — отметил он.
Арбузов напомнил, что все квоты в стоимостном выражении можно свести к двум — на кукурузу и ячмень. Они занимают в гипотетическом увеличении экспорта в связи с данным решением Еврокомиссии 58% и 29% соответственно.
«Эти цифры ярко демонстрируют, какие товары нужны европейцам на самом деле. По словам упомянутого чиновника, к примеру, в увеличении квот на мясо птицы было отказано. Из продуктов с более высокой степенью обработки, улучшили условия только по крупам и хлопьям», — написал бывший глава Нацбанка.
Он отметил, что квоты, предоставляемые ЕС, крайне низкие. В текущем году, например, они были выбраны за первые полтора месяца года.
«Этот инструмент носит скорее поощрительно-пропагандистский характер со стороны ЕС, поскольку в реальности мало влияет на динамику внешней торговли Украины. Экспорт той же кукурузы в Европу в 2015 году составлял 8,3 млн. тонн, из них в пределах беспошлинных квот — всего 5% объема. В начале позапрошлогоднего хаоса „реформаторы“ уверяли в том, что рынок ЕС заменит страны СНГ. Европа же оказалась куда более прагматичной и склонной подпитывать европейские устремления Украины в пределах нескольких сотен миллионов долларов в год. Потери же от сокращения экспорта в Россию — более $20 млрд. Масштабы несопоставимы», — написал Сергей Арбузов.