До конца года Фонд гарантирования вкладов обещает перевести выплату гарантированных сумм вкладчикам всех банков-банкротов на новую систему, сообщила замдиректора-распорядителя ФГВФЛ Наталья Рудуха в ходе круглого стола «Когда вкладчики смогут вернуть свои депозиты через любой банк?», пишет FinClub.
Новая система выплат, при которой вкладчик сам выбирает банк и отделение для получения гарантированной государством суммы, заработала в этом году. Вкладчики могут выбрать любое из отделений семи банков, которые подключены к процессингу Фонда — Правэкс-банка, Альфа-банка, Кредобанка, Укргазбанка, ПУМБ, ТАСкомбанка, банка «Пивденный». Остальные четыре агента — Ощадбанк, УкрСиббанк, Банк Кредит Днепр и Укрсоцбанк — в процессе переговоров.
По-новому уже получают возмещения вкладчики банков «Народный капитал», «Фортуна» и Платинум Банка. А к концу года все вкладчики ликвидируемых учреждений смогут обратиться за возмещением в любое удобное для них отделение. «Раньше после окончания регулярных выплат Фонду приходилось делать индивидуальный перевод средств по заявлению вкладчика. Сейчас система выплат будет непрерывной. Как только у вкладчика появятся документы, которые являются основанием для выплаты (оформление наследства, замена паспорта и т. д.), в системе просто изменится статус такого клиента, и он сможет получить выплату в любом из банков, подключенных к системе», — пояснила Рудуха.
Банки поддерживают новый механизм. «Наш банк является агентом Фонда с 2014 года, поэтому мы можем сравнить процесс выплат до запуска новой системы и после. Новый механизм выплат имеет ряд огромных преимуществ для вкладчиков и банков. Если раньше вкладчик был определен в конкретный банк и должен был получать средства именно там, то сегодня у вкладчика есть свобода выбора учреждения, в котором он хочет обслуживаться: банк рядом с домом или офисом, либо же банк, клиентом которого он уже является», — говорит начальник управления регионального клиентского обслуживания Альфа-банка Елена Жихарцева. «Фонд создал условия для прозрачной конкуренции: банки вынуждены бороться за клиента», — считает директор департамента развития розничного бизнеса ТАСкомбанка Ольга Бут.
Уже после запуска новой системы банкам пришлось подстраиваться под новые реалии. «Отсутствие регистрации стало причиной большого потока людей в отделения. Мы будем обращаться в Фонд, чтобы все-таки оставить регистрацию. Хотим, чтобы вкладчики получили комфорт и не стояли в очередях. На уровне нашего банка мы эту проблему уже решили, запустив регистрацию вкладчиков через кол-центр банка», — сказала заместитель председателя правления Укргазбанка Инна Тютюн.
Новая система позволит подключиться к выплатам и небольшим учреждениям, у которых нет разветвленной региональной сети. «Ряд банков-агентов с разветвленной региональной сетью теперь являются вашими клиентами. А банки, которые к вам стучались и которым вы отказывали, продолжают оставаться успешными. Не ставьте критерий наличия разветвленной сети», — сказал председатель правления Пиреус Банка Сергей Наумов.
В то же время далеко не все банки готовы подключаться к новой системе выплат. «Мы не хотим быть агентом. Во время кризиса Фонд давал ликвидность для зарабатывания денег, также это был плюс для имиджа. Сейчас это неэффективно и невыгодно. Рынок сужается. Что делить будем?», — задается вопросом председатель правления банка «Глобус» Сергей Мамедов.