Частные компании в Украине должны иметь право выбирать программное обеспечение на свое усмотрение, даже если оно произведено в России, и это не дело СБУ. Об этом 112.ua заявил советник министра внутренних дел и народный депутат Антон Геращенко, комментируя ситуацию с софтом «Стахановец», из-за которого Служба проводила обыски в компаниях Dragon Capital и «Укргаздобыча». При этом он уверен, что госкомпании и учреждения не должны использовать российские программные продукты.
«Я считаю, что украинские государственные предприятия и компетентные органы не должны использовать российские программные продукты. Лучше всего их исключить, потому что действительно, если с территории РФ идет управление этими программными продуктами, то можно системно вмешиваться в работу компьютеров государственных органов власти. И будет нонсенс, если Министерство обороны будет использовать бухгалтерскую программу, сделанную в России, и оплачивать с ее помощью счета на боеприпасы или оружие. Будет нонсенс, есть украинские АЭС будут продолжать использовать российское программное обеспечение, через которое можно контролировать работу атомных блоков, которые могут влиять на экономическое благополучие», — говорит Геращенко.
При этом он выступает за предоставление частным компания права на свой страх и риск выбирать себе софт.
«Относительно частных лиц, которые пользуются „1С“, я думаю, им нужно дать выбор: хочешь — пользуйся программой, которая потенциально опасна и может быть заражена каким-то вирусом по заданию из России. Но фактически мы должны понимать, что Россия — это тоталитарное государство. Если будет надо, то рассылка вирусов может быть использована по российским каналам», — сказал Геращенко.
Говоря о софте «Стахановец», Геращенко отметил, что программа сделана в Украине, и ее владелец уверяет, что нет возможности российским спецслужбам ее использовать, и даже доказывает это в суде.
«Что касается „Стахановца“, то эта программа сделана в Украине. И владелец этой программы заявляет о том, что это неправда, что к этой программе имеет доступ РФ. Тут важно, какой вред может нанести частному предпринимателю эта программа. Если вред не нанесен, то есть мнимый вред, то я считаю, не должно быть дела СБУ до того, что частные лица пользуются бухгалтерскими программами, кто бы откуда ни заходил. А вот государственные органы не должны использовать».
Нардеп добавил, что не владеет доказательствами, что «Стахановец» сотрудничал с российскими спецслужбами. «Нет у меня информации, что это доказано», — заявил он. — «Ведь должна быть жалоба лица, которому нанесен ущерб. Когда человек говорит: у меня была взломана моя база данных. Если устанавливается, что это было сделано злоумышленником с территории РФ, тогда и доказано. Если таких жалоб нет, это не может быть предметом рассмотрения СБУ. Другое дело, что СБУ может требовать от государственных органов власти, которые хранят секретные данные, не использовать российский программный продукт с возможностью управления с территории РФ. Это же логично и очевидно».
Напомним, ранее СБУ провела обыски в офисах компаний Dragon Capital и «Укргаздобыча» и изъяла компьютерную технику. В СБУ заявили, что около 300 компаний в Украине используют «шпионское» программное обеспечение «Стахановец», разработчики которого сотрудничают с ФСБ РФ. При этом сам софт компании купили через систему «Прозорро». Руководство Dragon Capital и «Укргаздобыча» негативно отреагировало на действия силовиков, обвинив их в необоснованном изъятии техники и нанесении ущерба инвестиционному имиджу страны.
Жестко отреагировали на происходящие и некоторые нардепы. Мустафа Найем написал, что это похоже на «маразм воюющей страны — когда Служба безопасности может прийти в инвестиционную компанию с проверкой программного обеспечения и требовать для этого конфискацию всей компьютерной техники».
Сергей Лещенко считает, что «обыски — на самом деле больше, чем просто очередная заказуха СБУ. Это значит, что никто не может быть защищен от наезда».
Владелец софта Михаил Яхимович заявил, что его софт — это аналог западных программ, которые используются в десятках стран мира, но из-за украинского законодательства СБУ получила право «кошмарить» сферу IT. Яхимович утверждает, что сотрудники СБУ изъяли у него печать компании, документы и фактически парализовали деятельность компании.
У 1С - открытый код. А защита информации - в руках пользователя.