В России разгорается скандал между частными лицами, заказывающими в Китае смартфоны Xiaomi для личного пользования, и таможней, которая не пропускает продукцию этого бренда через границу по требованию российского представителя правообладателя. Ситуация приобрела такой размах, что некоторые китайские площадки временно приостановили отправку Mi-смартфонов российским покупателям, а Россия стала первой страной, где подобная ситуация стала возможной. Но, кажется, уже не единственной — около двух недель назад в украинскую коммьюнити Xiaomi стали поступать жалобы от частных лиц на то, что некоторые их единичные заказы (посылки) постигла та же участь, пишет 112 Украина.
С конца апреля украинцы, которые покупают продукцию данного бренда «напрямую» из Китая, стали жаловаться на то, что к ним «не доезжают» посылки с техникой Xiaomi, заказанной в зарубежных интернет-магазинах — об этом сообщил представитель одного из китайских магазинов, связавшийся с украинской коммьюнити. Покупатели уточняют, что почтовая служба их предупредила о том, что посылки отправляются назад отправителю.
Во всеукраинское сообщество Xiaomi «Mi Community», по состоянию на начало мая, поступило несколько жалоб/вопросов от частных лиц. «Люди считают, что это мы монополизируем рынок. Это не так, мы не имеем отношения к запрету», — уточняет Дмитрий Лупич, координатор украинского коммьюнити.
Судя по всему, речь не идет о таком же массовом явлении, как в России, либо у нас оно еще не приобрело таких серьезных масштабов.
В Украине представителем правообладателя торговой марки Xiaomi является Александр Шевченко, информация о котором значится в официальном реестре на сайте Государственной фискальной службы.
Украинская таможня подтверждает, что, в соответствии с действующим законодательством, он (и только он) может разрешать или запрещать, блокировать доставку и «заворачивать» посылки на правах представителя правообладателя. Задержка может достигать 10 дней. Далее им принимается решение — или правообладатель обращается в суд, или не препятствует таможне завершить таможенное оформление.
Мы обратились за комментарием к представителю правообладателя — был ли запрос с его стороны и будет ли он касаться частных отправлений. По его словам, запрос есть, и он соответствует статье 398 Таможенного кодекса Украины, но посылки, в которых находится 1-2 единицы товара, не заворачиваются. Кроме того, Александр Шевченко заявил о том, что параллельно с ним другие лица каким-то образом зарегистрировали такие же права.
О них информации в реестре нет.
Подобная ситуация возможна не во всех странах мира, а только в тех, где действует так называемый национальный принцип исчерпания прав (действует в России), в противовес международному (который, в частности, действует в Европе).
Фактическое наличие таможенного реестра, в который вносятся охраняемые объекты, приближает к российской практике, где производитель, а не покупатель решает, куда может быть отправлен его товар. В результате получается, что если в определенной стране есть зарегистрированный представитель правообладателя, то он может определять, кто имеет право ввозить товар в страну и таким образом полностью контролировать импорт, цены и ассортимент в стране. И это касается не только тех, кто завозит технику и другие товары в коммерческих масштабах. Это может происходить и с частными лицами, как сейчас происходит с техникой Xiaomi, например.