Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) представила проект закона «О рейтинговании», пишет FinClub.
«Сейчас деятельность в сфере рейтингования регулируется довольно слабо. Законом „О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине“ установлены лишь общие рамки деятельности рейтинговых агентств», — заявили в комиссии.
Слабыми местами в сфере регулирования деятельности рейтинговых агентств является вопрос раскрытия информации об их деятельности и методологии оценки, которая используется агентствами. В частности, действующим законодательством не установлено требований к методологии и рейтинговых процедур, применяемых рейтинговыми агентствами.
В НКЦБФР отметили, что разработанный проект закона системно охватывает все вопросы, касающиеся регулирования и надзора за деятельностью в сфере рейтингования.
Документом определены следующие виды рейтингов: кредитный рейтинг юридического лица; кредитный рейтинг долга, долгового обязательства (в том числе финансового инструмента); рейтинг корпоративного управления; суверенный рейтинг; рейтинг финансовой надежности (устойчивости) страховщика.
Законопроект вводит механизм авторизации рейтинговых агентств, которые намерены присваивать публичные кредитные рейтинги. Комиссия в установленном ею порядке будет осуществлять авторизацию таких рейтинговых агентств, в том числе иностранных, и выдавать свидетельства о включении в Реестр рейтинговых агентств. Комиссией будут установлены особенности авторизация иностранных рейтинговых агентств, а также процедура подтверждение кредитного рейтинга, присвоенного международным (иностранным) рейтинговым агентством.
Авторизованные рейтинговые агентства должны будут соответствовать определенным требованиям, среди которых: создание исполнительного органа и набсовета рейтингового агентства; введение адекватной политики и правил; наличие надлежащих административных и учетных процедур, механизмов внутреннего контроля, действенных процедур оценки риска, порядка контроля и защиты систем обработки информации; наличие постоянно действующего комплаенс подразделения или отдельного должностного лица (комплаенс офицера); механизм постепенной ротации рейтинговых аналитиков и лиц, что подтверждают рейтинги; соблюдение правил обнародования кредитных рейтингов и прогнозов рейтингов; раскрытие регулярной информации о деятельности уполномоченного рейтингового агентства.
Кроме того, с целью усовершенствования процесса надзора на рынке рейтингования законопроектом предусмотрена возможность осуществления НКЦБФР оценивания профессиональной деятельности на рынке рейтингования и субъектов, осуществляющих такую деятельность. К числу приоритетных направлений оценивания отнесены — состояние корпоративного управления, соответствие осуществления рейтинговой деятельности требованиям законодательства, обеспечение соблюдения участниками рынка рейтингования прав клиентов, прочее.
Предлагается также введение гибкой системы финансовых санкций в авторизованных рейтинговых агентствах, периодических штрафных санкций, а также установления перечня коэффициентов, связанных с отягчающими или смягчающими обстоятельствами для применения таких санкций.
Законопроект вводит обязательные платежи на рынке рейтингования. Они будут уплачиваться в специальный фонд госбюджета в виде административных платежей за внесение в Реестр рейтинговых агентств и платежей надзора за авторизованными рейтинговыми агентствами.