Это было так давно, что уже можно было бы забыть: так или примерно так, возможно, думают люди, которые в России принимали решение прекратить поставки газа в Европу в 2006-м и 2009 годах на фоне конфликта с Украиной. Теперь те же люди вполне могут считать еврочиновников злопамятными, поскольку Евросоюз договорился о новом пакете мер, один из ключевых пунктов которого — защита от сбоев в поставках газа.
В Еврокомиссии сегодня стараются не педалировать то обстоятельство, что именно прекращение поставок российского газа побудило Брюссель пересмотреть вопрос энергетической безопасности и форсировать создание не только политического, таможенного и торгового, но и энергетического союза.
«Для энергетического союза безопасность поставок — одна из важнейших целей», — сказал заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шевчович, представляя итоговый пакет мер ЕС.
Большинством голосов в середине сентября 2017 новые правила одобрил Европарламент, и теперь они легли на подпись Совета ЕС. «Мы ожидаем, что в ближайшие недели пакет будет подписан. Новые меры вступят в силу через 20 дней после их публикации. Скорее всего, это произойдет ближе к концу 2017 года», — сказала представитель Еврокомиссии по энергетике Анна-Кайза Итконен.
Главным в новом пакете мер, призванным укрепить энергетическую безопасность ЕС, станет «принцип солидарности». Он предусматривает, что страны-члены ЕС помогут друг другу в случае возникновения дефицита энергии в одной из них, прежде всего за счет перераспределения газа по интерконнекторах — небольших трубопроводах, соединяющих национальные газовые сети.
Представим маловероятный, но все же возможный сценарий конца 2019: Россия не договорилась с Украиной об условиях транзита российского газа в Европу, а проекты газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» еще не завершены. Возникает конфликт, и Россия прекращает поставки, как это уже происходило дважды. Чтобы в таком случае избежать негативных последствий для потребителей внутри Евросоюза, Брюссель разбил территорию ЕС на девять региональных зон.
Внутри каждой из них страны-члены обязуются выработать механизмы взаимопомощи в подобных случаях. «В случае, если возникнет острый дефицит газа, соседи помогут в обеспечении энергоснабжения домашних хозяйств и всех критически важных инфраструктурных объектов, включая больницы, школы, а также все системы безопасности», — пояснила представительница Еврокомиссии.
Чтобы принцип солидарности работал, каждая страна ЕС должна разработать план действий на случай сбоев в поставках газа. Затем страны объединятся по региональным зонам, обсудят существующие риски и примут совместный план действий.
«Каждые четыре года этот план будет пересматриваться. Мы со своей стороны предоставили определенный образец, но каждой стране необходимо изменить его под себя. Основную ответственность на себя в этом вопросе берут сами страны-члены ЕС», — отметила Итконен.
Если перебои с поставками не будут иметь катастрофического масштаба, то проблемы решат обычные механизмы купли-продажи газа по средним рыночным ценам, уверяют в Еврокомиссии.
«Коммерческие контракты останутся коммерческим контрактам. В пакете мер мы прописываем три уровня решения проблем. На первом — сами компании, на втором — отдельные страны, на третьем — Еврокомиссия. Цель состоит в том, чтобы как можно дольше любые перебои в поставках газа решались на уровне компаний-поставщиков и компаний-потребителей», — пояснила Итконен. И только если кризис станет настолько серьезным, что лишь рыночными методами ее не решить, тогда вступят в силу меры, согласованные членами ЕС, включая принцип солидарности.
Еще один важный аспект нового пакета мер — усиление контроля со стороны Евросоюза над соглашениями членов ЕС с третьими странами о поставках газа. Если условленный объем поставок составляет не менее 28 процентов общего потребления газа в отдельно взятой стране Евросоюза, то такие контракты придется предоставлять для одобрения Брюсселя до их подписания. Первоначально предполагалось информировать регулятора, если доля поставщика составляет 40 процентов рынка.
Эта мера коснется интересов российского газового монополиста: у «Газпрома» есть договоренности в Европе, превышающие эту планку, а если заработает газопровод «Северный поток-2», то ее «Газпром», вероятно, превысит и в Германии. Впрочем, непосредственно, как заверили в Еврокомиссии, новый пакет мер никак не касается отдельных поставщиков и проектов.
Что касается проекта «Северный поток-2», то вскоре появятся новости с европейской стороны: Брюссель в июне этого года запросил у стран-членов Евросоюза мандат на проведение переговоров с Россией о строительстве новой ветки «Северного потока». Решение о мандате пока не принято, сказали в Еврокомиссии. На предыдущем совещании юристы Совета ЕС пришли к выводу, что такие переговоры в компетенцию Брюсселя не входят. Окончательное решение ожидается 12 октября.