Економіка

госфинансы

«Хотелки» на триллион. Как депутаты делят бюджет-2018

34148
«Хотелки» на триллион. Как депутаты делят бюджет-2018

Борьба за средства государственного бюджета-2018 стартовала. В проект бюджета в первом чтении депутаты подготовили 2289 поправок, которые увеличили смету страны на 1,4 триллиона гривен.

Хорошая новость — парламентский комитет учел не все пожелания депутатов. Однако баланс бюджета на следующий год нарушен. Даже после консультаций с Минфином уравновесить его пока не удалось.

Депутаты в неформальных беседах говорят, что это «цветочки» и ожесточенные противостояния развернутся на финальной стадии подготовки документа.

Вокруг каких вопросов сейчас воюют депутаты с чиновниками, чего хочет Минфин, чего хотят депутаты, и какой бюджет они готовят украинцам на следующий год?

Чего хотят депутаты

Неформально депутатские поправки в бюджет называют «хотелками». Такую неблагозвучное название они получили из-за того, что парламентарии традиционно хотят больше, чем может позволить себе потратить государство, и не всегда их инициативы носят бескорыстный характер.

В процессе подготовки проекта бюджета к первому чтению депутаты подготовили 2289 поправок. Комитет по вопросам бюджета учел не все, однако бюджет был разбалансирован.

Депутаты увеличили доходы на 10,6 млрд грн — до 887, 64 млрд грн, расходы -на 36,2 млрд грн — до 984,3 млрд грн. С учетом предложенных изменений в доходной и расходной части «дыра» в бюджете составляет 25,65 млрд грн.

В расходной части выделяются несколько «весомых» предложений.

Во-первых, депутаты предлагают увеличить расходы Службы безопасности на 6,4 млрд грн.

Во-вторых, предполагается увеличение расходов на поддержку шахт на 3 млрд грн.

В-третьих, парламентариев беспокоит состояние отечественного кинематографа и они настаивают на поддержке Национального центра Александра Довженко — 1,89 млрд грн.

В-четвертых, предлагается дополнительно выделить почти 10 млрд грн на дороги.

Кроме этого, парламентарии предлагают перераспределить некоторые бюджетные статьи. Например, уменьшить на 5 млрд грн бюджет Фонда регионального развития (ФРР). Эту сумму они предлагают перенаправить на субвенцию социально-экономического развития местных бюджетов.

В чем отличие? На самом деле, и с субвенции, и с ФРР средства расходуются на развитие территорий. Однако у субвенции больше шансов быть профинансированной — она выделяется из общего фонда госбюджета. А у ФРР нет подтвержденных реальными средствами источников финансирования.

Так, бюджетный кодекс определяет размер ФРР на уровне 1% доходов общего фонда госбюджета, в 2017 году это около 7,7 млрд грн, однако, по словам исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, действие этой нормы было приостановлено в этом году из-за дефицита ресурсов.

Сейчас основные источники наполнения Фонда регионального развития — это 1 млрд грн из общего фонда госбюджета и 2,5 млрд — за счет спецконфискации. В последнем случае речь идет о перечислении в бюджет коррупционных средств Януковича.

Спецконфискация — разовый и проблемный источник. Даже после принятия решения о распределении конфискованных средств Минфин затягивает их реальное выделение. Именно поэтому политически нажать и «выбить» у министерства субвенции на социально-экономическое развитие из общего фонда госбюджета депутатам проще.

Что не так с местными бюджетами

Депутаты и представители Кабмина обсуждали поправки и «искали» баланс во время заседаний бюджетного комитета Верховной Рады 18-19 октября. Ожидалось, что еще в первый день комитет определится с редакцией бюджета к первому чтению. Однако этого не произошло. Как пояснил заместитель председателя комитета Сергей Мельник (БПП), «было слишком много вопросов, по которым нет определенной позиции». Впрочем, это не помешало депутатам на следующее утро собраться и все порешать в течение часа, а заодно и внести в документ «токсичные» поправки, например, по дотациям для агрохолдингов.

Что касается основных бюджетных конфликтов, то они касались финансовых отношений государственного бюджета с местными. Правительство продолжает практику «спуска» дополнительных полномочий на местный уровень. Города принципиально против.

Где пролегли линии конфликта во время заседания комитета?

Первая — это передача функций по финансированию коммунальных льгот местным бюджетам. Сейчас льготы финансируются за счет субвенции из госбюджета. Минфин предлагает, чтобы города их финансировали за свой счет. По словам заместителя председателя комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Алены Бабак, ни один из депутатов ее комитета не будет голосовать за эту поправку. Вопрос будет поднят на фракциях.

По расчетам Ассоциации городов, цена вопроса — 7 млрд грн. В ассоциации предупреждают, что передача этих расходов может разбалансировать местные бюджеты и приведет к тому, что украинцы просто не смогут воспользоваться льготами, ведь если на местах не будет средств, они не будут финансировать льготы.

Вторая — передача финансирования высших учебных заведений I-II уровней аккредитации на баланс местных бюджетов. Здесь конфликт похожий: кто будет финансировать эти вузы.

«Минфин обещал передать их исключительно на областной уровень, но в проекте бюджета речь о местных», — отмечает в своих замечаниях к бюджету Ассоциация городов. За передачу этих обязательств на уровень областей и решение вопроса по финансированию этих учреждений выступают несколько десятков депутатов.

Третья — законопроектом предлагается увеличить процент изъятия средств из местных бюджетов через реверсную дотацию с 50 до 80%. Реверсная дотация — это средства, которые передаются в государственный бюджет из местных бюджетов. Ее размер зависит от того, какой у города индекс налоговой способности.

Последний рассчитывается по специальной формуле с учетом поступлений от налога на доходы физлиц и налога на прибыль предприятий. Доходы города от этих налогов на одного человека сравниваются со средним показателем доходов от этих налогов по Украине. Если в результате расчета значение индекса выше 1,1, то назначается реверсная дотация. Это означает, что город, собирающий больше налогов, должен перечислить государству «излишки».

Изменение процента, который города должны перечислять в бюджет, может снизить мотивацию общин наращивать доходы и затормозит темпы развития локальных экономик.

Четвертая — это размер медицинской и образовательной субвенций для местных бюджетов. Как известно, ранее парламент принял медицинскую и образовательную реформу. Они кардинально меняют подходы к финансированию этих отраслей за счет государства.

Так, в сфере здравоохранения появится новый орган — Национальный Совет здоровья. Именно он будет определять размер государственного финансирования больниц по принципу «деньги ходят за пациентом».

Реформа образования предусматривает расходы бюджета на сферу на уровне 7% ВВП и поэтапное повышение оклада педагогическим работникам до 2023 года.

По расчетам Ассоциации городов, с учетом реформ средств заложено недостаточно. Объем образовательной субвенции запланирован в размере 61,2 млрд грн (рост на 16,5% по сравнению с этим годом), хотя зарплаты для педагогов планируется повысить на 25%. Что касается медицинской субвенции, то уже сейчас сфера недофинансирована на 30% и существует задолженность по выплате зарплаты.

Учитывая эти факторы, по расчетам ассоциации, образовательная субвенция недофинансирована на 4,5 млрд. грн., медицинская — на 7 млрд грн.

Пятая линия конфликта касается полномочий бюджетного комитета. Сейчас бюджетный комитет согласовывает решение Кабмина по распределению и перераспределению объемов межбюджетных трансфертов, средств фонда регионального развития и другие вопросы. Минфин предлагает лишить комитет этих функций.

Собеседники издания из Народного Фронта называют это попыткой Минфина замкнуть на себе принятие решений о распределении средств и отстранить от этого процесса депутатов.
Соответствующие вопросы были предметом острых споров на заседании бюджетного комитета 18 октября. После двух часов обсуждения депутаты решили продолжить работу рабочей группы, которая занималась аккумуляцией поправок, и принять решение позже, когда все будет посчитано.

На следующий день комитет собрался в 8 утра и принял решение. Что в итоге? В Минфине говорят, что разрыв удалось уменьшить, но не ликвидировать.

«Сейчас ситуация с расчетами иная. Депутаты сократили расходы. Небаланс — 2 млрд грн. И они предлагают компенсатор — средства от НБУ. Пока не готовы сдавать позиции. Но возможны компромиссы в рамках перераспределения, которые не повлияют на баланс», — сказал собеседник в министерстве.

Что на выходе

Поправки, которые могут вносить депутаты в бюджет, в отличие от всех других законопроектов бывают трех типов: учтенные, неучтенные, и предусматривающие поручения правительству. Отдельно здесь можно выделить и четвертую группу — поправки «с голоса» при рассмотрении законопроекта в Раде, которые либо ранее не были учтены, либо вообще не рассматривались.

Впрочем, остановимся на трех основных, так как до финального рассмотрения еще далеко.

Так, в «поручения правительству» депутаты, как правило, включают все максимально противоречивые или «болезненные» для себя вопросы. Поручить правительству — это три в одном: не принять, не отклонить, и снять с себя ответственность за такую неопределенность.

Этот год не стал исключением: в «поручения правительству» попали все «острые» поправки.

Во-первых, все конфликтные пункты относительно местных бюджетов отнесены к вышеупомянутому блоку — поручения правительству. Это свидетельствует о том, что депутаты не встали на защиту городов, однако дискуссия еще не завершена.

Во-вторых, правительству «поручено» перечислить отдельные параметры доходной части бюджета, в том числе доходы от НДФЛ, ренты на газ и части чистой прибыли от госпредприятий. Ресурс для увеличения доходов бюджета от налога на доходы физических лиц на 9 млрд грн видит Ярослав Маркевич ( «Самопомощь»).

«Увеличение дохода возможно за счет запланированного роста зарплат», — объясняет он.

В свою очередь, «поручение» по ренте и части чистой прибыли от госпредприятий совпадают с позицией председателя налогового комитета Нины Южанина.

Напомним, что в июле бюджетный комитет корректировал бюджет при непосредственном участии Южанина. Тогда депутаты кардинально изменили расчеты Минфина, особенно по доходам. На этот раз депутаты говорят, что напрямую Южанина пока не вмешивалась. На заседании комитета ее не было. Однако, судя по поправкам, с некоторым расчетами правительства она не согласна.

Южанина настаивает на увеличении доходов от ренты на газ в зависимости от «прогнозного уровня роста цен на газ», увеличении доходов от доли чистой прибыли госпредприятий с учетом прибыльности НАК «Нафтогаз Украины» и доходов, перечисляемых НБУ. Последняя поправка уже частично учтена. Депутаты согласились увеличить доходы от НБУ на 1,7 млрд грн — до 50 млрд грн.

В-третьих, в поручения также попали поправки по более активному повышению соцстандартов в следующем году. В различных вариантах такие предложения внесли в бюджет депутат Анатолий Евлахов (БПП), группа депутатов из «Возрождения» во главе с Виталием Хомутынником и Виктором Бондарем, Михаил Папиев с Оппозиционного блока Юлия Тимошенко и другие.

В-четвертых, правительство должно определиться со своими возможностями увеличить расходы на ряд программ, а именно на прокуратуру, суды, приобретение пожарной техники, строительство доступного жилья, ремонт дорог, здравоохранение и многие другие. Это означает, что расходы по многим этим направлениям станут объектом «торгов» на финальной стадии рассмотрения бюджета.

Из учтенных поправок в центре скандала уже оказалась поправка относительно расходов госбюджета на аграрную дотацию. Группа депутатов во главе с Александром Бакуменко (БПП) предложила отменить ограничение, которое позволяет получить в одни руки только 150 млн грн дотации. Отмена ограничения на руку крупным агрохолдингам, а именно компании «Мироновский хлебопродукт» экс-замглавы АП Юрия Косюка и компании «Укрлендфаминг» Олега Бахматюка.

К расширению расходной части бюджета комитет пока отнесся более или менее осторожно.

На выходе некоторые предложения депутатов были учтены в значительно меньшем размере, чем хотели депутаты. Например, из желаемых 1,9 млрд на поддержку отечественного кино учтено лишь 162,6 млн грн.

Другой пример — в поправке депутата Спиваковского касательно увеличения расходов Минздрава на 535 млн грн комитет согласовал увеличением лишь на 208 млн грн.

Аналогичная ситуация с поправкой депутата Александра Ревеги (БПП) — вместо желаемого увеличения расходов на программу «Питьевая вода» на 300 млн грн комитет согласовал дополнительных только 200 млн гривен.

Поправки с более значительными суммами были включены в блок «поручения» для правительства. Благодаря этому частично удалось сбалансировать бюджет.

Ожесточенные бои — впереди

В неформальных разговорах депутаты обещают: все самое интересное — впереди. Ведь на этапе подготовки к первому чтению правительство еще сохраняет определенное влияние на то, что происходит с бюджетом. На этапе второго чтения баланс сил меняется. Депутаты сильнее. Противостояние усиливается.

Как уточнил председатель бюджетного комитета Андрей Павелко (БПП), в первом чтении бюджет планируется рассматривать на следующей пленарной неделе.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама