Бізнес

конъюнктура

Квотирование импорта угля поставило одни цементные заводы на грань закрытия, создав для других конкурентные преимущества

Квотирование импорта угля поставило одни цементные заводы на грань закрытия, создав для других конкурентные преимущества
отсутствие квот на импорт угля ввергло операторов цементных заводов в тягостные раздумья о судьбах отрасли — запасов топлива хватит на 1-2 месяца

Решение правительства ввести квотирование импорта угля перекрыло цементным предприятиям доступ к российскому топливу. Это поставило их под угрозу закрытия производства, тогда как два завода, принадлежащие компании «Евроцемент групп» и не нуждающиеся в импортном угле, получили конкурентные преимущества.

Неожиданный выигрыш

Кабинет министров ввел квотирование импорта угля в марте. 17 мая квота была распределена меж­ду металлургическими предприятиями, но цементные предприятия, которые используют в производстве российский уголь, квот не получили. Единственными предприятиями отрасли, выигравшими от квотирования импорта угля, оказались заводы «Евро­цемент групп» — «Евроцемент-Украина» (г. Балаклея, Харьковская обл.) и АО «Краматорский цемент­ный завод — Пушка» (Донецкая обл.). Мощность «Евроцемент-Украина» составляет 4 млн т цемента в год, краматорского цементного завода — 580 тыс. т в год. Эти предприятия не используют в производстве уголь — клинкер (полуфабрикат для изготовления цемента) компания поставляет со своих заводов в России. Такая технологическая цепочка дает обоим заводам конкурентные преимущества. «Если другие заводы остановятся, а они будут продолжать работать, это однозначно», — сказал «Капиталу» исполнительный директор ассоциации «Укрцемент» Петр Лопатьев.

Замес­титель техни­ческого дирек­тора «Евроцемент-Украина» Анна Донская подтвердила изданию, что предприятие готово быстро нарастить производство. «Наши производственные мощности готовы, и мы можем практически мгновенно чуть ли не на 30 % увеличить производство в случае наличия спроса. У нас подготовлены и мельницы, и емкости под хранение цемента, у нас имеется в наличии сырье. Если не будет никаких вопросов с логистикой и подачей подвижного состава со стороны железной дороги, то мы готовы увеличить производство на 30‑40 % без проб­лем моментально», — сказала она.

Сейчас из‑за низкого спроса на цемент украинские предприятия загружены на 50 %. Производство цемента в Украине в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизилось на 6,8 % — до 9,8 млн т.

8 % от общей квоты

Ассоциация производителей цемента «Укрцемент» ожидает ответа на адресованное правительству еще в конце мая обращение с просьбой выделить цементным предприятиям квоту на импорт угля в объеме 0,8 млн т, или 8 % от квоты в 10,2 млн т на 2013 г. По словам Петра Лопатьева, до распределения квот на импорт угля представители цементной промышленности встречались с чиновниками Министерства энергетики и угольной промышленности, Министерства экономического развития и торговли и объясняли необходимость сохранения для цементных заводов возможности импортировать уголь из России. «Мы все объяснили. Мы надеялись, что правительство и те, кто этим занимается, будут иметь какую‑то государственную позицию, ведь нам нужно всего лишь 8 % от квоты. Но в итоге квоты мы не получили, — сказал Петр Лопатьев. — Мы направили письмо Азарову, Вилкулу и Бойко и ждем, что нам выделят какие‑то квоты».

«С выходом этого постановления Минэнергоугля начало энергично и достаточно жестко информировать руководство цементных предприятий о том, что они должны потреблять больше украинского угля, что доступ импортного топлива им будет перекрыт и что в условиях квотирования цементные предприятия не выдержат конкуренции за квоты с большими финансово-промышленным группами. Руководство Минэнергоугля прямо заявило, что вопрос о том, чтобы оставить цементные заводы без российского угля, решен и что у цементных заводов есть выбор — остановить производство или использовать украинский уголь», — говорится в письме ассоциации премьер-министру Николаю Азарову, копия которого имеется в распоряжении «Капитала».

По словам Петра Лопатьева, цементные заводы располагают запасами российского угля на один-два месяца. Владимир Шаргунов, пред­ставитель компании «CRH Украина» (CRH владеет компанией «Подольский цемент»), сообщил «Капиталу», что пока введение квотирования импорта угля существенно не отразилось на деятельности предприятия. Однако когда накопленные запасы импортного топлива подо­йдут к концу, вопрос качества угля вновь выйдет на первый план.

Не тот уголь

Петр Лопатьев отметил, что использование в производстве исключительно украинского угля невозможно из‑за высокого содержания в нем серы (3 % по сравнению с 0,5 % в российском) — это нарушает технологический процесс и приводит к износу оборудования. Кроме того, повышенное содержание серы в угле повышает ее содержание в клинкере и цементе, что нарушает государственные стандарты и существенно снижает прочностные свойства цемента. «Хуже всего, что этот эффект может быть обнаружен не сразу, а в течение нескольких месяцев после введения объекта в эксплуатацию, что чревато неожиданными разрушениями с человеческими жертвами, если речь идет о мостах, дамбах, АЭС, домнах, многоквартирных домах», — сказано в письме ассоциации премьер-министру. «Вы думаете, кто‑то против того, чтобы покупать только украинский уголь? Но так уже сложилось, что он хуже качеством, в нем повышенное содержание серы и хлора — два параметра, которые негативно влияют на производство и качество цемента», — отметил Владимир Шаргунов.

Возврат к газу

Украинские цементные предприятия ранее использовали в производстве газ, но за последние 10 лет из‑за его подорожания модернизировали производство под использование угля. Правительство Юрия Еханурова еще в 2006 г. активно требовало от цементных заводов сокращения потребления газа. Техни­ческий директор ООО «Институт Южгипроцемент» Виктор Пирогов сообщил «Капиталу», что перевод предприятий на использование угля позволил им сократить потребление газа в 5‑10 раз. Возврат к использованию газа вместо угля в принципе возможен, но это приведет к существенному удорожанию продукции, и украинские цементные заводы проиграют конкурентную борьбу импортному цементу. «Газ очень дорогой. С газом работать проще, но он в Украине просто «золотой», — сказал «Капиталу» представитель одной из цементных компаний.

Петр Лопатьев прогнозирует, что если цементные предприятия не получат квоты, то будут вынуждены остановиться: «Поработаем на остатках российского угля и остановимся, а Украина будет завозить цемент из Турции, Китая и Польши». Впрочем, опасения в части роста импорта могут быть и преувеличенными. С одной стороны, спрос на цемент достаточно низок, с другой — заводы «Евроцемента» могут в значительной степени заполнить освободившуюся нишу своей продукцией, сведя экспансию к минимуму.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама