Украина обсудит с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) целесообразность действия торговых барьеров со странами Таможенного союза (ТС). Основными в переговорах будут вопросы торговых споров с Российской Федерацией. В частности, речь идет об установленных Россией ограничениях на карамельную продукцию, машиностроительные крепления, некоторые виды стальных труб и фарфор, уточнил «Капиталу» правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с Россией и странами СНГ Валерий Мунтиян.
Повестка дня
Обсудить торговые барьеры страны планируют 17‑18 декабря в Москве во время третьего заседания «Диалога по торговым вопросам», запланированного между ЕЭК и правительством Украины. Встречу проведут министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев и министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов. В ЕЭК изданию подтвердили, что 17‑18 декабря планируют провести ряд встреч с украинскими чиновниками. «О переносе даты или отмене мероприятия речь пока не идет. Детали повестки дня на сегодняшний день еще полностью не согласованы», — сообщили в пресс-службе ЕЭК.
По информации «Капитала», Россия намерена обсудить такие болезненные для нее ограничения, установленные Украиной, как спецпошлины на легковые автомобили и квоты на импорт коксующегося угля. Российская сторона уверена, что переговоры пройдут успешно. «У нас есть все шансы договориться», — уверил «Капитал» замминистра промышленности и торговли России Алексей Рахманов.
Источник в аппарате Кабмина сообщил изданию, что это не полный перечень вопросов, которые стороны могут обсудить в Москве. Он предполагает, что во время диалога стороны рассмотрят вопрос запрета на ввоз в Россию кондитерских изделий корпорации Roshen.
Вчера первый замминистра аграрной политики и продовольствия Украины Иван Бисюк заявил, что поставки продукции Roshen в Россию должны возобновиться до конца текущего года. «Roshen в повестке дня пока нет», — сказал «Капиталу» чиновник из ЕЭК. Валерий Мунтиян уточнил, что по итогам двух дней переговоров Украина и ЕЭК должны выработать дорожную карту комплексных мероприятий по снятию торговых барьеров между сторонами и утвердить конкретные сроки исполнения поставленных задач.
Проблемные пошлины
Россия ввела пошлину на импорт карамельной продукции в размере $ 294,1 за тонну в июле 2011 г. сроком на три года. Вскоре соответствующую меру ввело и правительство Казахстана. За три года вопрос пересмотра размера пошлины на уровне правительств стран ТС поднимался не единожды, однако прийти к компромиссному решению сторонам так и не удалось.
$ 294,1 за тонну такую пошлину на импорт украинской карамельной продукции ввела Россия в июле 2011 г. сроком на три года
Весной этого года Украина ввела специальные пошлины на импорт новых легковых автомобилей в размере 6,46 % и 12,95 % в зависимости от объема двигателя. В конце октября Россия направила запрос на присоединение к консультациям с правительством Украины, инициированным Японией, в соответствии с соглашением ВТО о защитных мерах в отношении пошлин на импорт автомобилей, введенных Киевом. В свою очередь импорт коксующегося угля в Украину подлежит квотированию с 1 июня 2013 г. Объем квот определен на уровне 10,2 млн т. В конце сентября 2013 г. Киев увеличил квоту на 10 % — до 11,2 млн т, в основном для цементных предприятий. Ранее Россия направляла Украине просьбу отменить введение квоты на импорт угольной продукции.
Снятие торговых барьеров вновь обеспечит свободный доступ этих товаров на территорию ТС, объяснил преимущества отмены ограничений Валерий Мунтиян. По данным Государственной службы статистики, экспорт украинских товаров в Россию начал уменьшаться еще со второго квартала 2012 г. За это время сокращение составило $ 4,2 млрд.
Шансы договориться
По мнению опрошенных «Капиталом» экспертов, переговоры будут сложными. Первый замдиректор Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило считает, что украинская сторона, скорее всего, попробует отстоять спецпошлины на легковые автомобили. «За нынешний год производство автомобилей снизилось, и есть все основания сохранить специальную пошлину в целях защиты отечественного производителя», — отмечает Жалило.
Он не исключает, что по другим отраслевым торговым барьерам стороны могут договориться об обоюдном снятии ограничений. Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко уверен, что для Украины одним из самых важных вопросов во время переговоров станет отмена ограничений в отношении импорта украинских труб большого диаметра. «Они традиционно покупались Россией — говорит Устенко. — При том что возможности продавать их на рынке ЕС — минимальны».