При реформировании Конституции в Украине могут быть созданы новые административно-территориальные единицы — общины. В перспективе это может способствовать как усилению местного самоуправления, так и развитию сельской местности.
Что такое община
Проект концепции изменений в Конституцию предлагает создать в Украине трехуровневую систему территориально-административного устройства: регионы (Крым, области, Киев и Севастополь), районы и общины. Юрисдикция территориальных общин будет распространяться на территории, включающие земли населенных пунктов, а также прилегающие, необходимые для развития этих населенных пунктов. При этом территория юрисдикции общины или объединения общин должна полностью входить в состав района.
«Введение этих трех уровней позволит размежевать понятия «административно-территориальная единица» и «населенный пункт». Сейчас это размежевание де-факто существует, мы все говорим, что это базовый уровень. Вот поэтому мы предлагаем вместо термина «базовый уровень» использовать термин «община», под которым мы понимаем село, поселок, город», — пояснила «Капиталу» руководитель комиссии Конституционной ассамблеи (КА) по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Светлана Серегина.
Концепция также предусматривает добровольное объединение общин, что будет способствовать существенному сокращению расходов на содержание административного аппарата.
Председатель Ассоциации малых городов Павел Козырев считает, что наработки КА позволят усилить местное самоуправление. «Наша позиция такова, что общины надо укрупнять до масштаба районов. Типичный район — это город районного значения или ПГТ в центре и села вокруг него», — сказал он «Капиталу».
Член парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Владимир Бондаренко («Батьківщина») считает, что вопрос общин необходимо рассматривать в комплексе с вопросом стимулирования их развития. «На сегодняшний день реформа нужна, я бы ее проводил одновременно с восстановлением фермерской системы на базе этих сел», — заявил Бондаренко «Капиталу».
Виктор Ющенко с админреформой не справился
Напомним, что в 2005 г. вице-премьер по административно-территориальной реформе Роман Безсмертный уже предлагал введение трехуровневой системы с разделением на регионы, районы и общины. Его проект предполагал создание общины при условии проживания в ее пределах не менее 5 тыс. человек, района — 70 тыс. человек. Однако провести эту реформу Безсмертному не удалось, так как в ходе общественного обсуждения идея объединения населенных пунктов в общины не нашла поддержки среди населения.
Роман Безсмертный объяснил «Капиталу», почему не удалось провести в жизнь административно-территориальную реформу: «Не удалось потому, что: а) она была неактуальна; б) ее актуальности не понимали в широкой массе вообще. Это основная причина, и тут не надо никого винить».
Сейчас авторы изменений в Конституцию верят в то, что их идеи найдут поддержку на местах.
«Отличие в том, что мы предусматриваем добровольное объединение территориальных общин, не принудительное. Второе отличие в том, что будет предусмотрено государственное финансовое стимулирование таких добровольных объединений в течение пяти лет путем перечисления соответствующих средств в местные бюджеты», — отмечает Серегина.
Сокращение количества областей грозит сепаратизмом
В текущей редакции проекта концепции изменений в Конституцию Украины отсутствуют какие‑либо упоминания о возможном изменении количества областей, их объединении или разделении. Вместе с тем, анализируя наработки КА, в своей статье для газеты «Зеркало недели. Украина» народный депутат Сергей Гриневецкий (Партия регионов) выступил с инициативой создания в стране восьми крупных регионов.
«Речь идет о таком территориальном разделе государства Украина: Автономная Республика Крым; Донецкий регион (Донецкая, Луганская области); Карпатский регион (Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Закарпатская); Киевский регион (Киевская, Кировоградская, Черкасская, Черниговская); Подольский регион (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская); Полесский регион (Волынская, Ровенская, Житомирская); Приднепровский регион (Днепропетровская, Запорожская); Причерноморский регион (Одесская, Херсонская, Николаевская); Слобожанский регион (Харьковская, Сумская, Полтавская)», — предлагает Гриневецкий.
Бондаренко считает такое предложение нерациональным, поскольку создание крупных региональных объединений может привести к расколу государства. «Сегодня политическая ситуация в стране еще настолько нестабильна, что это может вызвать очень опасные процессы регионализации, вплоть до сепаратизма», — считает он. «Мы предлагаем статью Конституции, которая перечисляет у нас области, вообще не трогать», — подтверждает Серегина.
Напомним, согласно проекту концепции реформы местного самоуправления, который был представлен в конце марта, проведение административно-территориальной реформы запланировано на 2015‑2017 гг.