Спустя два года с момента формального создания Государственного бюро расследований и года проведения конкурса по избранию его главы, конкурсная комиссия таки определилась с руководством ГБР. За четыре дня до предусмотренного УПК «дедлайна» и в момент, когда Генпрокуратура инициировала продление санкции на расследование подследственных Бюро дел еще на два года. Почему так долго создавалось ГБР, как проходил конкурс и что известно о победителях?
Ровно два года назад Верховная Рада со второй попытки создала в Украине Государственное бюро расследований. Со второй, поскольку депутаты никак не могли договориться о том, кто будет назначать главу ГБР. Прения затянулись на полгода. В итоге с мая по ноябрь 2015 года вопрос появления в Украине аналога ФБР тормозился на уровне парламента. Принятый и подписанный Президентом, закон должен был вступить в силу в момент создания органа, но не позже 1 марта 2016 года. Закон в силу вступил, но ни 1 марта 2016-го, ни 1 марта 2017-го Бюро не заработало.
Согласно Уголовному процессуальному кодексу (в редакции 2012 года),Государственное бюро расследований должно быть создано до 20 ноября 2017 года. То есть через четыре дня закончился бы крайний срок.
В законе ГБР определяется как центральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоохранительную деятельность с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к его компетенции.
Состоять Бюро будет из центрального аппарата, специальных подразделений, учебных и научно-исследовательских учреждений, а также следственных и оперативных подразделений. Во Львове, Хмельницком, Николаеве, Мариуполе, Полтаве, Краматорске и Киеве будут созданы территориальные управления, которые будут распространять свою деятельность на подотчетные им области.
Структуру Бюро утверждает его директор, согласовывая ее с Кабинетом министров.
ГБР подследственны три категории дел:
служебные (злоупотребление служебным положением, служебный подлог, превышение полномочий, служебная небрежность);
коррупционные (кроме тех, которые подследственны НАБУ);
военные.
Также Бюро может расследовать дела в отношении бывших президентов, премьера и членов Кабмина, топ-чиновников (категории «А»), спикера ВР и народных депутатов, членов ЦИК, главы и сотрудников НАБУ, генпрокурора и его замов, главы НБУ и его замов, секретаря СНБО и замов, судей, правоохранителей.
Общая численность аппарата — 1500 человек. Зарплата следователя предусмотрена на уровне 30 тысяч гривен.
По сути, ГБР лишает прокуратуру следственной функции, оставляя ей надзор.
Чтобы избежать перетекания кадров из ГПУ в ГБР, в законе прописана норма, согласно которой аппарат на 51% должен состоять из сотрудников, ранее не работавших в правоохранительных органах в течение последнего года. Следователям прокуратуры выделена квота в 19%, остальные 30% должны заполнить следователи других структур.
В результате конкурсного отбора выбираются директор Бюро, первый заместитель и просто заместитель. Комиссия состоит из 9 человек — по три от Президента, Кабмина и Верховной Рады.
Квота Президента — завкафедрой гражданского права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, академик Национальной академии правовых наук Украины Роман Майданик, профессор кафедры теории права и государства юридического факультета КНУ имени Тараса Шевченко Виктор Самохвалов и партнер юридической фирмы «Саенко Харенко» Татьяна Слипачук. Все трое — юристы.
Квоту парламента заполнили народные депутаты — Владислав Бухарев (ВО «Батькивщина»), Евгений Дейдей («Народный фронт») и Николай Паламарчук (Блок Петра Порошенко).
Кабмин представлен преподавателем Хмельницкого университета управления и права (кафедра теории и истории государства и права) Денисом Монастырским, который одновременно является помощником Антона Геращенко, советника министра МВД Арсена Авакова; замминистра юстиции Натальей Савостьяновой (министр юстиции Павел Петренко, напомним, является представителем партии «Народный фронт») и бывшим главой Тернопольской ОГА, экс-нардепом Иваном Стойко.
У большинства членов комиссии прослеживается связь с определенными политическими силами и Администрацией президента, что вызывает сомнения в их неангажированности. Кроме того, СМИ сообщают, что как минимум у двоих из 9 членов комиссии нет профильного высшего образования, что было основным требованием к претендентам. Из-за чего кстати, в комиссию не попали сам Антон Геращенко, а также Эка Згуладзе.
Конкурс по отбору главы ГБР стартовал 29 октября 2016 года. До этого времени комиссии пришлось пересмотреть все 2000 вопросов для тестирования, поскольку основной претендент на старте — Анатолий Матиос — заметил ошибки в 200 из них. Конкурс поставили на паузу, но заявленных военным прокурором несоответствий не выявили.
Условия и требования, которые предъявлялись к кандидатам на должность директора Бюро, включали:
украинское гражданство;
возраст старше 35 лет;
высшее образование в области права.
Кроме того, человек не может состоять — в настоящем или в прошлом — в запрещенных законом или судом организациях; не должен должен быть членом какой-либо партии. Должен иметь опыт работы в сфере права (не меньше 10 лет, не считая учебы) и на руководящих должностях (не меньше пяти); владеть украинским языком и подходитт по состоянию здоровья (ввиду стрессовости должности). А также иметь безупречную репутацию и высокие моральные качества.
Кроме того, у кандидатов требовалось понимание четкого алгоритма деятельности ГБР в процессе достижения поставленных целей.
На конкурс подавался 81 кандидат. В числе Матиоса и тройки победителей — Романа Трубы, Ольги Варченко (избрана первым замом) и Александра Буряка (зам) — участие решил принять и начальник Департамента специальных расследований Генеральной прокуратуры Сергей Горбатюк, известный по расследованию «майданных дел» и противоречениям руководством ГПУ. Но к конкурсу его не допустили — опыт пребывания на руководящих должностях комиссия посчитала недостаточным.
Однако Горбатюк указывает на то, что в законе четко не прописаны критерии понятия «руководящая должность». А помимо Департамента, который он возглавляет больше двух лет, на чем основывался вывод комиссии, он руководил и следственно-оперативным группами по 20-50 человек, что тоже должно учитываться. На старте конкурса Горбатюк заявил о намерении обжаловать свой недопуск, однако реализовал ли он его, на данный момент информации нет.
29 октября 2016 года был проведен первый этап отобора — тестирование на знание Конституции и законодательства связанного с деятельностью ГБР (Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального и т.д., законов о ГБУ, САП, НАБУ, ГПУ и т.д.). Тогда Анатолий Матиос набрал 89 баллов из 100 (при необходимых 65), Алексей Горащенков (которого неформально поддерживали пропрезидентские силы) — 69 баллов. Фаворитом оказался Виктор Острянский (глава общественной организации «Движение за развитие Запорожья») — его балл — 95 — был высшим среди участников.
По результатам тестирования в следуюший тур перешли 49 кандидатов. В финале — после психофизиологического исследования с применением полиграфа и собеседования — осталось 19 человек.
Долгое время фаворитом считался Анатолий Матиос. Его должность — военного прокурора — после полноценного запуска ГБР перестанет существовать. Логично было бы, что бы он просто перешел в ГБР. Но расклад оказался другим.
Роман Труба
Единогласно (хотя один из членов комиссии позже заявил, что не голосовал) определен конкурсной комиссией как лучший из претендентов на должность директора Госбюро расследований. Уроженец Львова. Согласно автобиографии, с 1997 по 2014 год работал в органах прокураты Львовской области, в 2014 — 2015 — в Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры, где возглавлял управление по расследованию особо важных дел. Последние два года возглавлял департамент юридической компании «Сектор права».
В декларации за 2015 год значатся: заработная плата в размере чуть больше 140 тысяч гривен (почти столько же у членом семьи), два земельных участка по 2500 кв. м., дом — 35 кв.м. и автомобиль «Тойота» 2007 года выпуска. Декларация 2017 года отличается незначительно.
Общий стаж на руководящих должностях — 6,5 лет.
В ходе собеседования Труба говорил о том, что работу Бюро способен запустить к июлю 2018 года.
Романа Трубу считают близким к бывшему заместителю генерального прокурора Алексею Баганцу. Его из органов прокуратуры уволили в 2015-м, но при этом его людей оставили на должностях. Также его называют «человеком» секретаря СНБО Александра Турчинова. Считается, что Труба является результатом договоренностей «Народного фронта» и Банковой.
При этом народный депутат Борислав Береза назвал его кумом скандального экс-генпрокурора времен Виктора Януковича Виктора Пшонки.
Ольга Варченко
Начальник управления процессуального руководства государственного обвинения и представительства в суде Департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики ГПУ.
В органах прокуратуры Ольга Варченко работает с 2002 года, куда после окончания юридической академии в Харькове попала на должность помощника прокурора Дарницкого района. С 2009 года она работала старшим следователем, а впоследствии — заместителем начальника отдела надзора за соблюдением законов органами внутренних дел при провождения дознания и досудебного следствия прокуратуры города Киева. В Генеральную прокуратуру переходит в феврале 2016 года, а с июня возглавляет управление процессуального руководства, поддержания государственного обвинения в суде.
Варченко СМИ называют представительницей клана «Грановского-Кононенко», что указывает на близость ее к Администрации президента. В «Центре противодействия коррупции» говорят о том, что именно Варченко причастна к возбуждению уголовного дела о расходовании средств, полученных от посольства США на реформу юстиции.
Кроме того, журналисты указывают на то, что в период Майдана она была заместителем руководителя следственного управления прокуратуры Киева — департамента, который обязан был отреагировать на жалобы пострадавших относительно действий «Беркута» и составления сотрудниками ГАИ фиктивных протоколов за пробег к Межигорью. Но не реагировал. Варченко без проблем пошла люстрацию.
Вместе с тем, СМИ указывают также несоответствие затрат уровню доходов вероятного завглавы ГБР, который должен, напомним, отличаться безупречной репутацией и высокими моральными качествами.
Александр Буряк
В органах прокуратуры — с 1998 года. Прошел путь от стажиста до заместителя прокурора Киева. В настоящее время работает заместителем руководителя управления по расследованию уголовных производств следователями органов прокуратуры и процессуального руководства ГПУ.
Изначально на должность замдиректора ГБР, по версии СМИ, претендовал ставленник Банковой Алексей Горащенко, но после скандала, который разразился в НАПК (Горащенко обвинили в давлении на членов НАПК), от этих намерений было решено отказаться.
Руководство ГБП утверждает Президентом Украины по представлению премьер-министра. Назначаются все трое сроком на пять лет с правом одного переизбрания. Даже если все эти три кандидатуры утвердят до 20 числа, ГБР полноценно не заработает еще в ближайший год ввиду отсутствия материальной базы. И если Генпрокуратуре не удастся продлить действия полномочий, которые он теряет с 21 ноября, 20 тысяч дел будут переданы в НАБУ.