Американская корпорация Mars Inc. решила защитить свои права на одну из самых популярных торговых марок в Украине — Snickers. С этой целью она зарегистрировала в Украинском институте промышленной собственности новый знак, который по виду напоминает буквенное сочетание этого бренда (см. таб.). Примечательно, что Mars Inc. еще в 1990 г. зарегистрировал торговую марку Snickers. Однако местные производители легко создавали продукцию со схожими названиями и реализовывали ее в Украине.
Последняя регистрация знака Snickers — это только один из шагов в борьбе по защите интеллектуальной собственности Mars Inc. в Украине. Американская компания зарегистрировала начиная с 1997 г. около 250 буквенных сочетаний и изображений своих брендов. Причем бренды на некоторые торговые марки (например, на Twix) ей приходится регистрировать в разных видах.
В юридической компании «Миха-шина и Партнеры», которая регистрировала бренд в Украине в интересах Mars Inc., комментировать вопросы защиты интеллектуальной собственности американской корпорации не стали. Опрос юристов, представляющих интересы известных лейблов, показал, что зачастую подделки шоколадной продукции производят мелкие предприниматели.
Однако известны случаи, когда речь идет о крупных промышленных партиях товаров, которые используют похожие на бренды американской компании логотипы. Несколько лет назад Антимонопольный комитет Украины оштрафовал на 20 тыс. грн луцкую компанию «Вива» за недобросовестную конкуренцию в рамках дела по обращению Mars Inc. Это предприятие производило конфеты с названиями Twist, Success, «Бамбо», «Мила», заворачивая их в упаковки, которые имитировали оформление Twix, Snickers, Bounty и Milky way. Как выяснил «Капитал», это дело до сих пор находится в судах, так как луцкая фирма пожаловалась на то, что АМКУ не предоставил ей материалы на ознакомление.
Сейчас шоколадные батончики, обертки которых отдаленно напоминают Bounty, Mars и Snickers, выпускает одна из крупнейших украинских фабрик ОДО «ЖЛ» (ранее называлась «Житомирські ласощі»). Представитель ООО «Ренессанс Капитал Групп», владеющей «ЖЛ», сообщил, что не считает обертки конфет «Nirvana», «Sumatra» и «Кльово» похожими на продукцию Mars Inc. В реестре судебных решений документы, свидетельствующие о конфликте компаний, также отсутствуют.
Директор по корпоративным связям Mars Ukraine LLC Руслан Скиба рассказал, что экспертизой продукции занимается специальный отдел, который находится за пределами Украины. «С подделками мы не сталкиваемся, но иногда наблюдаем единичные попытки имитации нашей продукции. Каждый такой случай мы внимательно изучаем, фиксируем и реагируем соответственно», — объяснил он.
Директор юридической компании Vindex Павел Мыколюк говорит, что для таких компаний как Mars Inc. защита бренда имеет особое значение, так как имя является основной составляющей себестоимости. «Стоимость торговой марки может в разы превышать стоимость оборудования и самой продукции», — говорит он.
Впрочем, юристы соглашаются, что для эффективной защиты торговой марки достаточно признания ее общеизвестной. «Если торговая марка общеизвестна, то ее владелец может прекратить использование брендов, имеющих даже отдаленное сходство с ней», — говорит руководитель практики интеллектуальной собственности ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Тарас Кислый.
Чтобы получить «общеизвестный» статус, заявитель должен предоставить в Украинский институт промышленной собственности доказательства признания: информацию о длительности использования, географическом охвате, примеры успешной защиты прав на торговую марку в суде.
По данным «Капитала», среди торговых марок Mars Inc. общеизвестной на территории Украины признана только Bounty. Управляющий партнер Украинской юридической лиги Виктор Коваленко признает, что даже если суд удается выиграть, применить решение на практике порой нелегко. Фабрику-изготовителя найти сложно, так как производство может постоянно переноситься.