В пятницу в Киеве завершилось 20‑е заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ). По итогам заседания дипломатам удалось согласовать целый ряд документов, по которым члены организации не могли договориться несколько последних лет.
Украина держит обещания
В ходе заседания СМИД ОБСЕ, как и прогнозировал «Капитал», представители делегаций особое внимание в своих выступлениях уделяли ситуации в Украине, настаивая на том, что все должно быть урегулировано мирным путем в рамках базовых принципов организации. Однако эта тема не помешала участникам сосредоточиться и на важных вопросах в контексте работы ОБСЕ.
«Считаю, что заседание было исключительно успешным… По моему мнению, это стало результатом значительных усилий украинского председательствования», — заявил генсек ОБСЕ Ламберто Заньер на итоговой пресс-конференции.
Тематика документов, принятых по итогам заседания, отражала приоритеты председательства Украины: урегулирование длительных конфликтов, нераспространение оружия, обеспечение прав и свобод граждан.
Из 11 принятых решений два касались «замороженных конфликтов»: заявление постоянной конференции по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате «5 + 2», а также министерское заявление о Нагорном Карабахе. Еще два документа отразили общие подходы к вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, а также легких вооружений, стрелкового оружия и обычных боеприпасов.
Впервые за последние три года удалось согласовать общее видение вопросов человеческого измерения: решение о свободе совести, мысли, религии или вероисповедания, усиление действий ОБСЕ по улучшению положения ромов и синти на территории организации.
Еще два решения касались энергетических вопросов: это уменьшение негативного влияния на окружающую среду деятельности в сфере энергетики, а также защита энергетических сетей от природных и техногенных катастроф. Кроме того, было принято решение о борьбе с торговлей людьми и декларация по противодействию транснациональным угрозам.
Однако участникам заседания не удалось согласовать еще два важных документа. Как рассказал «Капиталу» источник в Министерстве иностранных дел, принятие решения о защите прав журналистов заблокировала Россия. По информации издания, это решение, в частности, должно было предусматривать недопустимость препятствования работе журналистов и каких‑либо преследований в связи с их деятельностью. Вместе с тем государства — члены ОБСЕ должны обеспечивать невмешательство в работу сотрудников СМИ. Однако что именно не устроило в решении Россию — «Капиталу» выяснить не удалось.
Кроме того, ряд стран заблокировали решение о свободе передвижения на пространстве ОБСЕ — в документе речь должна была идти об упрощении визовых процедур.
Напомним, все решения СМИД ОБСЕ принимаются на основе консенсуса.
Украина внесла вклад в реформирование ОБСЕ
В контексте дальнейшего развития ОБСЕ наиболее важным из принятых на заседании документов стала декларация о продолжении процесса «Хельсинки + 40». Последний предусматривает, что к 40‑летию создания организации в 2015 г. должно быть разработано стратегическое видение дальнейшей работы ОБСЕ, ее развития и роли в обеспечении безопасности на территории работы организации. Фактически Украина начала работу по этой инициативе, поскольку решение о запуске процесса было принято на заседании СМИД ОБСЕ в декабре 2012 г., накануне начала председательствования Украины.
Как рассказал источник «Капитала» в МИД, именно во время председательствования Украины была создана специальная рабочая группа для разработки решения и начата дискуссия относительно кратко- и среднесрочных приоритетов развития организации. «Да, возможно, можно было сделать и больше, но нам фактически пришлось начинать процесс. Дальнейшие шаги в этом направлении будут базироваться именно на наших наработках», — подчеркнул он.
Украина выразила готовность помогать следующим председателям организации — Швейцарии и Сербии — в работе над документом.
Напомним, Украина председательствует в ОБСЕ с января 2013 г., а в следующем году председательствование перейдет к Швейцарии.