Економіка

логистика

«Газпром» форсирует строительство «Южного потока». Общая стоимость газопроводов в обход Украины уже превысила $ 30 млрд

«Газпром» форсирует строительство «Южного потока»
Фото: Украинское фото

Пока дальнейшее использование украинской газотранспортной системы остается неопределенным, количество альтернативных украинскому путей поставки газа в Европу растет. В 2012 г. через Балтийское море был построен первый газопровод в обход Украины — «Северный поток». Он обошелся российскому монополисту в $ 10 млрд.

«Южный поток» стал вторым альтернативным проектом. Его осуществление началось в июне 2007 г., когда в Риме «Газпром» и итальянский нефтегазовый концерн Eni подписали первый рамочный меморандум о проектировании и строительстве газопровода.

Еще на начало этого года стоимость строительства «Южного потока» оценивалась в $ 15,5 млрд. Вчера стало известно, что эта сумма выросла до $ 22,5 млрд.

Для сравнения: общая инвестиционная программа «Газпрома» на 2013 г. составила $ 31,1 млрд.

Аргументация «Газпрома» в необходимости строительства очередного газо провода в обход Украины основывается на прогнозе, что в Европе спрос на газ будет только возрастать. В частности, к 2020 г. потребность европейских стран в дополнительных объемах газа может достигнуть 80 млрд куб. м, а к 2030 г. превысить 140 млрд куб. м.

В то же время Украина не является для «Газпрома», как он сам утверждает, удобным и надежным парт­нером в поставках газа европейским потребителям. «Газпром» начал строить газопроводы в обход Украины, поскольку ему так и не удалось склонить украинское правительство к созданию совместного газотранспортного консорциума.

Между Востоком и Западом

Вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы не может сдвинуться с мертвой точки уже несколько лет. Украина неоднократно заявляла, что не может самостоятельно поддерживать ее в работоспособном состоянии и готова рассматривать возможность сдачи ее в аренду, чтобы привлечь средства для модернизации и гарантировать объемы транзита газа.

Украинское правительство ранее заявляло, что оптимальный вариант использования ГТС — создание трехстороннего консорциума, в котором «Газпром» и европейские компании имели бы равные права. Однако этот вариант не устраивает ни Россию, ни Европу: камнем преткновения является подписанное Украиной соглашение о членстве в Европейском энергетическом сообществе, которое обязывает всех участников соблюдать требования так называемого третьего энергопакета (законодательства ЕС в сфере энергетики).

$ 10 млрд стоило строительство первого газопровода в обход Украины — «Северного потока»

В частности, нормы предусматривают, что добыча, транспортировка и продажа газа не должны находиться в ведении одной компании. Украина так и не выполнила это требование — Национальная акционерная компания «Нафтогаз України» продолжает выполнять все три функции сразу.

В то же время «Газпром» не хочет инвестировать средства в проект, в котором он не будет иметь неоспоримого преимущества. В частности, в конце октября советник президента России Сергей Глазьев сообщил, что вопрос создания российско-украинского газотранспортного консорциума пока закрыт, поскольку Украина обязана следовать требованиям европейского энергетического сообщества, а «Газпрому» неинтересно участвовать ни в какой схеме совместных инвестиций в этот проект.

Камень преткновения

Из-за требований третьего энергопакета не может заработать на полную мощность и построенный «Газпромом» в обход Украины «Северный поток».

Хотя сам трубопровод не подпадает под требование европейского энергетического законодательства, газотранспортные системы OPAL и NEL, которые соединяют его с европейской газотранспортной системой, подчиняются этим требованиям. Поэтому «Северный поток», способный перекачивать в Европу около 55 млрд куб м газа в год, заполнен лишь наполовину.

С аналогичными сложностями «Газпром» столк­нулся и при строительстве «Южного потока». Российская компания заключила двусторонние договоры о строительстве газопровода со странами, через которые он будет пролегать. Но это вызвало возражение Евросоюза, который указал, что европейские стандарты не отражены в этих двусторонних соглашениях, и рекомендовал их пересмотреть.

Европа настаивает, чтобы «Южный поток» был доступен всем компаниям, которые захотят его использовать, а тарифы на прокачку газа определялись в соответствии с европейским регламентом.

Заморозить часть ГТС

Пока решение вопроса о дальнейшем использовании украинской ГТС затягивается, объемы транзита газа через Украину сокращаются. Активное строительство обходных газопроводов уже заставило украинское правительство заговорить о том, что отечественная ГТС стала терять свою привлекательность.

Премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина может рассмотреть вопрос о консервации двух веток ГТС, на поддержание которых в рабочем состоянии нет денег. «К сожалению, за последний год объем прокачки упал в два раза. И сегодня мы используем свою ГТС где‑то на 60 % мощности», — подчеркнул премьер. Он отметил, что украинская ГТС ориентирована на прокачку 150 млрд куб. м газа, а после модернизации могла бы транспортировать и 200 млрд куб. м.

Западные проекты

Пока вопрос о ГТС не решен, украинское правительство периодически рассматривает различные варианты ее интеграции в европейскую газотранс­портную систему. Один из проектов — хранение европейскими компаниями газа в украинских подземных хранилищах газа. Для его реализации Украина даже пообещала увеличить емкость ПХГ до 51 млрд куб. м газа.

Последний проект анонсирован в октябре этого года — декларация о создании Адриатического газового коридора, которую Украина планировала подписать с Хорватией и Венгрией. Этот газовый коридор должен соединить два LNG-терминала: на острове Крк в Хорватии и в польском Свиноуще.

Проект открывает Украине возможность задействовать свои подземные хранилища газа и еще больше диверсифицировать его поставки, поскольку с 2015‑2016 гг. ожидается начало поставок сжиженного газа из США в Европу. Однако декларация о создании Адриатического газового коридора так и не была подписана.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама