Государственная служба статистики улучшила оценку сокращения ВВП в третьем квартале. Если ранее речь шла об экономическом спаде на 1,5 % в июле-сентябре, то теперь — о спаде на 1,3 %.
Напомним, первоначальное 1,5 %-е снижение ВВП застало врасплох экспертов — они ожидали роста на 0,5‑1,2 % в этом квартале. Неожиданно глубокий спад заставил их значительно ухудшить прогноз.
Если по итогам первого полугодия консенсус-прогноз «Капитала» обещал украинской экономике рост по итогам 2013 г. на 0,1 %, то в ноябре он предполагал уже снижение реального ВВП на 0,5 %.
При этом оценки опрошенных в ходе подготовки прогноза украинских экспертов сперва колебались между спадом на 0,5 % и ростом на 1 %, а теперь стали зеркально противоположными — в ноябре они были между спадом на 1,2 % и ростом на 0,4 %.
Однако эксперты не считают коррекцию данных по росту ВВП за третий квартал поводом для пересмотра годового прогноза. «Разница в 0,2 % находится в пределах статистической ошибки для Украины», — говорит исполнительный директор центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук. Изменить прогнозы экономистов заставляет другое — мирное развитие политического кризиса в стране и ставка на крупный урожай.
Отсутствие двигателя
В третьем квартале единственным двигателем украинской экономики оставалось потребление, свидетельствует вчерашний экспресс-выпуск Госстата. Потребительские расходы домохозяйств выросли в июле-сентябре на 6,7 %. Это немного по украинским меркам. В прошлом году в те же месяцы расходы выросли на 14 %.
Однако это спасло экономику от более глубокого проседания. С одной стороны, снижение потребительской активности привело к сокращению импорта на 1,1 % в третьем квартале, что благоприятно для экономического роста. С другой стороны, шопинг-энтузиазм украинцев компенсировал спад других составляющих ВВП — инвестиций на 9 %, экспорта на 7,8 %, государственных расходов на 3 %.
С отраслевой точки зрения, как писал ранее «Капитал», экономику подвело сельское хозяйство, на рекордный урожай которого в третьем квартале надеялись эксперты. В текущем году аграрии выступают основными генераторами экономического роста, но в сентябре сильные дожди помешали вовремя собрать урожай основных культур.
на 6,7 % увеличились потребительские расходы домохозяйств в июле-сентябре этого года
Зафиксированный в августе рост сельского хозяйства на 9,7 % сменился сентябрьским падением на 20,2 %, и по итогам квартала выпуск аграрной продукции уменьшился на 2,1 %. Также вниз ВВП тянула перерабатывающая промышленность, пострадавшая от плохой внешней конъюнктуры и осложнений в торговле с Таможенным союзом. Она снизила производство на 9,7 %.
Причины для беспокойства
Несмотря на незначительную коррекцию данных по ВВП за третий квартал, экономисты все же готовятся улучшить прогнозы. Так, Боярчук, давший в ноябре самый пессимистический прогноз среди украинских экспертов — спад на 1,2 %, теперь ожидает сокращения экономики на 1 %.
«Мы ожидали, что в четвертом квартале экономика окажется в худшем состоянии, чем в третьем, если политические протесты будут развиваться агрессивно и в ход пойдут силовые методы», — говорит эксперт. В случае такого развития событий в стране мог бы начаться отток депозитов и увеличился бы спрос на инвалюту, что нанесло бы удар по потребительскому спросу. «Но этого не произошло. Поскольку до нового года осталось всего три недели, на данных за текущий квартал протесты уже не отразятся», — уверен Боярчук.
Более того, теперь у экспертов довольно высокие ожидания от четвертого квартала. «Сдвиг сбора урожая с сентября на октябрь из‑за плохой погоды обеспечит позитивный экономический рост в октябре-декабре, несмотря на продолжение рецессии в других отраслях, и вытянет общегодовой показатель ближе к нулю», — считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Отражения политического кризиса на росте экономики он также не ожидает. Как объясняет экономист, крупные предприятия не останавливаются, большинство протестующих выходит на Евромайдан после работы. При этом на работе сектора услуг, на котором специализируется Киев, протесты также не отражаются.
«Даже если в случае усугубления силового противостояния будет, к примеру, введен мораторий на изъятие средств с депозитов, это, как показывает опыт 2004 года, не отразится на реальной экономике», — полагает Жолудь.
В Украине между депозитами и кредитованием, которое влияет на экономику через стимулирование инвестиций и потребления, нет четкой связи, соглашается руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Так, во время Оранжевой революции произошел 5 %-й отток средств с депозитов, и НБУ ввел с ноября 2004‑го на два месяца запрет на снятие срочных вкладов. Но несмотря на это, в четвертом квартале 2004 г. украинская экономика выросла на 9 %, в первом квартале 2005‑го — на 5,1 %.
Правда, тогда она не переживала полуторагодовую рецессию и последствия глобального финансового кризиса. Опубликованный на днях, то есть уже после начала протестов, консенсус-прогноз международной исследовательской организации FocusEconomics, подготовленный на основе опроса двадцати представителей крупнейших мировых финансовых и банковских групп, обещает, что экономика Украины по итогам года упадет на 0,6%.