Пресс-конференцию, посвященную созданию национальной авиакомпании Sky Up, министр инфраструктуры Владимир Емельян начал с печального рассказа о том, как украинской авиации еще два года назад едва не наступил конец.
«Украинцы летали неохотно и нам надо было думать, что делать с аэродромами. Были даже радикальные идеи превращать их в теплицы или застраивать коттеджными городками», — описывал Омелян ситуацию до прихода в Министерство инфраструктуры.
После этого министр перешел на «кардинальные изменения» и «рекорды авиационного сектора». Так Омелян подводил присутствующих к очередной победе — созданию нового украинского авиаперевозчика — Sky Up.
Перед окончанием пресс-конференции на уточняющий вопрос журналистов, министр объяснил, какова была роль государства в создании новой компании.
«Мы убеждаем компании в том, что в Украине нет коррупции, сюда надо инвестировать, создавать новые возможности, развивать рынок. Это то, что делает государство», — сказал Емельян.
Что касается Sky Up, то форма собственности указанной компании — на 100% частная. Главный акционер SkyUp — ООО «ACS-Украина» Татьяны Альбы и Юрия Альбы, которым также принадлежит туристический оператор JoinUp. Сейчас компания проходит стадию сертификации.
Во время пресс-конференции команда Sky Up рассказала об основных направлениях полетов, стоимости перевозок, флоте и стратегии развития авиакомпании.
Новый украинский авиаперевозчик начнет работу с апреля 2018 года. В планах на первый год — выполнение международных чартерных перевозок в популярные курорты, а также открытие регулярных украинских и международных направлений.
Чартерные рейсы — единичные или сезонные рейсы, которые выполняют авиакомпании по заказу туроператоров или других, заинтересованных в перелете людей. Основное отличие чартерных рейсов от регулярных — периодичность.
Так, если регулярный рейс в какую-то точку выполняется круглый год и меняется только частота полетов, то чартерный — лишь в оговоренную дату или сезон и с той периодичностью, которая обусловлена с заказчиком. Основные направления полетов чартерных рейсов — массовые туристические маршруты.
В Украине таковыми являются — Турция, Египет, Черногория, Болгария, Кипр, ОАЭ и другие. Преимущественно в эти страны планирует осуществлять полеты новый авиаперевозчик.
Так, чартерные перевозки будут осуществляться из Киева (переговоры ведутся с аэропортами Борисполь и Жуляны, — Ред), Харькова, Львова, Одессы и других городов Украины по 16 направлениям — Анталья, Бодрум, Даламан (все — Турция), Шарм-эль-Шейх , Хургада (Египет), Тиват (Черногория).
Также чартерные перевозки планируются в такие испанских города как Барселона, Пальма-де-Майорка, Тенерифе, Аликанте, албанская Тирана, итальянского города Римини, Бургаса и Варны в Болгарии, Ларнаки (Кипр) и крупнейшего города ОАЭ — Дубая.
Продажу билетов планируют начать в марте-апреле.
Внутренние регулярные рейсы начнутся в конце мая — начале июня. На первом этапе рейсы запланированыо по следующим направлениям: Киев — Одесса, Харьков — Одесса, Львов-Одесса.
«Частота рейсов в течение недели — не менее трех. С 2019 года сеть маршрутов будет расширяться вместе с ростом парка самолетов», — прогнозирует гендиректор Sky Up Евгений Хайнацкий.
Международные регулярные рейсы в 2018 году планируются по следующим направлениям: Киев — Барселона, Киев — Дубай, Киев — Ларнака. Маршруты будут расширяться с ростом авиапарка компании.
Как отметили представители компании, стоимость всех регулярных перевозок будет формироваться по лоукост-модели — без багажа и выбранных услуг.
«Стоимость будет зависеть от направления путешествия и времени приобретения билетов в зависимости от того, сколько дней остается до путешествия», — пояснил Хайнацкий.
В качестве примера гендиреткор Sky Up назвал стоимость билета Киев-Одесса, которая составит от 499 гривен в одну сторону. Других подробностей относительно цен в компании пока не сообщили.
Отказались в Sky Up говорить и об инвестициях. «Объемы инвестиций, как, откуда и каким образом они были привлечены вам никто не скажет», — сказал Юрий Альба, уточнив, что с этим у компании проблем нет и компания заработает вовремя.
Что касается дополнительных платных услуг, они ничем не отличаются от традиционных авиакомпаний и включают в себя следующие пункты:
Сейчас флот авиакомпании состоит из средне магистральных судов типа Boeing 737-800 NG, рассчитанных на 189 мест, 2001, 2002 и 2011 года выпуска.
По словам Хайнацкого, в 2018 году флот будет состоять из 4-х самолетов. В компании заявляют, что динамика развития предусматривает расширение флота на 2-3 судна в год на базе бортов Boeing 737-800 и Boeing 737MAX.
В 2019 году планируется увеличение бортов до шести, в 2020-м — до восьми, 2021 году ожидается уже десять самолетов и 12 самолетов в 2022.
«Вполне возможно, что если на базе чартеров будет стабильное развитие компании, то они смогут реализовывать свои планы и по регулярным рейсам, и по другим», — говорит авиационный эксперт Андрей Гук.
«Такой туроператор как Join Up точно способен создать такую авиакомпанию, и она полетит, но насколько далеко — это мы увидим через год полетов минимум», — считает он.
Очень важным моментом является то, как Sky Uр будет сотрудничать с уже существующими игроками рынка. Совладелец компании Юрий Альба рассказывает, что они не собираются отделяться от других игроков рынка и надеются на конструктивное сотрудничество.
«Я уверен, что мы будем сотрудничать с МАУ и выполнять какие-то общие рейсы, подвозы т.д.», — заявил Альба.
В пресс-службе МАУ сообщили, что они открыты к партнерству и уточнили, что с вновь созданной компанией переговоров о сотрудничестве пока не проводили.
Член редколлегии VoxUkraine Владимир Билоткач считает, что если МАУ выберет правильную стратегию, Sky Uр на рынке авиаперевозок будет трудно.
«МАУ может создать бюджетную дочернюю компанию, по типу Transavia (владелец — KLM) или Eurowings (Lufthansa). При правильном подходе МАУ к этому делу новой компании может быть трудно. Возможно повторение истории с Air Berlin, которая не выдержала конкуренции с Lufthansa и Eurowings », - считает Билоткач.
По словам авиационного эксперта Сергея Хижняка, Join Up не является лоукост-компанией, как об этом утверждают ее представители.
«Это все анонсировалось как национальный лоукост — сейчас можно сказать, что это просто украинская авиакомпания. Это не лоукост, и не громкий национальный перевозчик. Это еще одна компания в чартерном сегменте. Было пять, станет шесть», — говорит Хижняк.
«Лоукосты — это авиакомпании с низким уровнем затрат, а не с низкими ценами на билеты. Такая бизнес-модель позволяет обеспечивать низкие затраты на кресло на 100 километров. Ни одного факта о том, что данная модель лоукост, приведено не было», — добавляет эксперт.
При этом эксперты отмечают, что перспективы развития в компании неплохие.
«Предпосылки для развития однозначно есть и приятно, что это все же национальная компания в том смысле, что 100% основателей-граждане Украины и капитал и инвестиции идут из Украины», — рассказал Гук.
«С одной стороны, перспективы очень хорошие. Успешность будет зависеть от того, как будет развиваться чартерный рынок. Основные перевозки будут в направлении курортов, где отдыхают украинцы — Турция, Египет», — соглашается Хижняк.
«Плюс перевозчик связан с туроператором JoinUp, который обслуживает полмиллиона туристов в год, поэтому компания будет связана с ними и с другими туроператорами Украины», — добавляет он.
Что касается регулярных рейсов, объясняет эксперт, Дубай, Ларнака и Барселона — по своей сути это будут чартерные рейсы.
«Приказом Госавиаслужбы запрещены перевозки в этих направлениях, поэтому компании получают назначения на регулярную линию, а потом все равно выполняют чартерные рейсы. То есть регулярных рейсов не будет. Авиакомпания будет развиваться и будет работать, но в своем чартерном сегменте», — подытожил Хижняк.