Министерство инфраструктуры подготовило законодательную основу для внедрения системы безналичной оплаты проезда в общественном электротранспорте. Соответствующий проект закона, копией которого располагает «Капитал», Кабинет министров рассмотрел вчера на своем заседании.
Документ предлагает заменить бумажные талоны и проездные на электронные карточки или разовые электронные билеты. Нововведения коснутся оплаты проезда в трамваях, троллейбусах и метрополитене.
Без этих изменений ни один город не сможет установить оборудование для безналичной оплаты проезда, сказано в пояснительной записке к проекту. Действующее законодательство не предусматривает возможность оплаты проезда каким‑либо другим способом кроме талонов, проездных билетов длительного пользования и документов, дающих право на льготный проезд.
По словам аналитика Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, принятие этого закона также станет новым этапом монетизации льгот пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд. Ведь согласно проекту закона, льготники должны будут получать электронные карты, с помощью которых будет вестись учет реального числа граждан, пользующихся электротранспортом бесплатно.
Предполагается, что на эти же карты льготные категории пассажиров смогут получать компенсации. Сегодня же вместо адресных льгот действует схема, при которой транспортные предприятия получают компенсации за перевозку льготников из госбюджета.
Города говорят «да»
Пока сложно подсчитать, в какую сумму обойдется реализация проекта. Прежде всего потому, что Кабмин определит нормы и общие требования к самой системе электронной оплаты лишь после принятия документа. Для каждого города стоимость будет отличаться.
К примеру, согласно расчетам для Львова, ориентировочный объем финансирования проекта составит 50 млн грн, а Тернополю потребуется в два раза меньше — 22,6 млн грн.
Как рассказал «Капиталу» мэр Львова Андрей Садовый, министерство просчитывало для города несколько вариантов электронного билета, но реализация проекта во многом зависит от готовности государства поддержать город финансово.
113,4 млн гривен составит стоимость внедрения безналичных расчетов в киевском электротранспорте
Собеседник уверен, что переход на электронный расчет в общественном транспорте необходим. «Электронный билет автоматически увеличивает выручку коммунальных предприятий на 20 % — не за счет повышения стоимости проезда, а в связи с уменьшением числа «зайцев», — уточнил «Капиталу» львовский градоначальник. В Мининфраструктуры подтверждают, что после внедрения системы доходы транспортников от пассажироперевозок вырастут на 15‑30%.
Пока же наиболее конкретные планы по внедрению электронных билетов — у Киева. В апреле текущего года в столице уже провели тендер, выбрав компанию для установки и обслуживания автоматизированной системы. Однако две недели назад председатель КГГА Александр Попов заявил, что ее внедрение придется отложить до середины следующего года. Одна из причин этого, по его словам, — отсутствие необходимой законодательной базы.
Для Киева с его многотысячным парком электротранспорта проект окажется, пожалуй, самым дорогостоящим в стране. Ориентировочная его общая стоимость — 113,4 млн грн, из которых около 21,5 млн грн предусмотрено на внедрение системы в метро, 80,5 млн грн — на наземном транспорте, еще 10,9 млн грн потратят на организацию работы процессингового центра.
Ведомственные споры
Несмотря на готовность городов перейти на новый формат расчета в электротранспорте, а вместе с ним и на адресную соцпомощь, против такой инициативы выступило Министерство финансов. В своих замечаниях к законопроекту оно говорит, что принятие документа является преждевременным, и предлагает отложить его до того момента, пока не будет завершен пилотный проект по адресному предоставлению льгот в Житомирской области.
Мининфраструктуры отмечает, что принятие законопроекта не создаст неоправданной нагрузки ни на местные бюджеты, ни на государственный, поскольку нормы документа всего лишь дают право органам местного самоуправления внедрять систему безналичной оплаты при наличии свободных средств у городов, а не обязывают их делать это безотлагательно.
Что же касается адресной помощи и дополнительных расходов бюджета, то в профильном министерстве подчеркивают, что внедрение четкого учета пассажиров, имеющих право бесплатного проезда, позволит оптимизировать, а, возможно, и уменьшить издержки госбюджета на компенсацию транспортным предприятиям, ведь правом бесплатного проезда пользуются не все льготники.