Економіка

развитие

За два года девелоперы намерены увеличить предложение на рынке торговой недвижимости вдвое

За два года девелоперы намерены увеличить предложение на рынке торговой недвижимости вдвое
От строительства новых объектов коммерческой недвижимости больше всего пострадают устаревшие торговые центры
Фото: Алексей Солодунов

Девелоперы спешат застолбить место на самом маржинальном сегменте коммерческой недвижимости. До 2016 г. в Киеве заявлен ввод в эксплуатацию около 1 млн кв. м торговой недвижимости, сообщил «Капиталу» руководитель департамента стратегического консалтинга консалтинговой компании UTG Виктор Оборский.

«Это приведет к увеличению существующего предложения в два раза», — констатирует эксперт.

Треть новых площадей будет сдана уже в следующем году. По данным UTG, в 2014 г. девелоперы планируют ввести в эксплуатацию четыре торгово-развлекательных центра: Respublika (арендная площадь — 135 тыс. кв. м), Happy Mall (42 тыс. кв. м), Lavina mall (115 тыс. кв. м), «Проспект» (40,5 тыс. кв. м).

Вера в будущее

Торговые центры — единственный сегмент коммерческий недвижимости, где вложения окупаются за пять-семь лет. Этим поясняет любовь девелоперов к упомянутому сегменту директор по развитию проектов девелоперской компании «Стокман» Сергей Овчинников. По его словам, срок возврата инвестиций в сегменте складской недвижимости составляет около десяти лет, а офисной — шесть-восемь.

«Но это при условии, что бизнес-центр расположен в месте с хорошей транспортной доступностью и построен без ошибок», — замечает эксперт.

Девелоперы ожидают, что платежеспособность украинцев в ближайшие несколько лет будет расти, считает совладелец торгово-развлекательного центра Dream Town Александр Меламуд.

«Центры строятся не на один год», — говорит он и добавляет, что все девелоперы помнят докризисный период, когда помещений в торгово-развлекательных центрах не хватало и формировались длинные списки из потенциальных арендаторов. Меламуд допускает, что подобная ситуация может повториться.

Рынок перегреют

Достройка всех заявленных торговых центров приведет к перенасыщению рынка, полагает партнер компании UTG Виталий Бойко. «В этом случае арендаторы смогут диктовать свои правила», — прогнозирует совладелец компании Maratex (сети Esprit, River Island и пр.) Дмитрий Ермоленко.

Так уже было в разгар кризиса. В 2013 г. множественные попытки ритейлеров снизить арендные ставки потерпели фиаско, в частности в Ocean Plaza. А вот в «Глобусе» аренда подешевела.

на 30 % снизятся арендные ставки в столичных торговых центрах, если девелоперы реализуют все свои проекты

Были и отдельные попытки сетей добиться для себя лучших условий. В октябре российская компания «Глория Джинс» (управляет сетью магазинов по продаже одежды Gloria Jeans) разослала своим арендодателям письмо с требованием изменить методику расчета арендной платы в сторону уменьшения.

В противном случае ритейлер угрожал закрыть магазины и отказаться от аренды помещений. Но, по словам руководителя отдела аренды торгового центра, пожелавшего остаться неназванным, девелоперы на уступки не пошли.

«Сеть не закрывает магазины и даже интересуется новыми помещениями», — отметил собеседник издания.

Снижение неминуемо

Арендные ставки в торговых центрах завышены, уверен совладелец ритейлера Brand Management (обувная сеть Fabs, магазины по продаже белья, купальников и аксессуаров Yamamay) Маурицио Аскеро.

По его словам, за аренду квадратного метра в объектах, которые интересуют ритейлера, необходимо заплатить $ 115‑120 в месяц. «Мы не можем платить более $ 60‑70 за метр», — сетует Аскеро.

В борьбе за съемщиков владельцы торговых центров будут снижать аренду. В столице стоимость площадей сократится на 30 %, по мнению замдиректора торгового департамента консалтинговой компании CB Richard Ellis Вадима Зинченко.

Больше всего пострадают устаревшие объекты, которые будут терять арендаторов, уверен Бойко. Например, это может произойти в торговом центре «Глобус», в Promenada center, сети «Квадрат» и пр.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама