Політика

будущее

Метод Сингапура: как авторитарный режим создает самое технологичное государство планеты

47861
Метод Сингапура: как авторитарный режим создает самое технологичное государство планеты

Вы идёте на остановку, кликаете на приложение в смартфоне и просматриваете, когда приедет автобус, и сколько там будет свободных мест. В ожидании транспорта смотрите по сторонам и изучаете пятидесятиметровые деревья, которые сами накапливают дождевую воду (для себя) и солнечную энергию (для парковых фонарей).

Докурив сигарету, вы не бросаете окурок на тротуар, помытый сегодня утром мыльным раствором, а бережно несёте его к урне — штраф за окурок на тротуаре слишком высок, чтобы пренебрегать этим правилом. Тем более, что незаметно кинуть что-либо на дорогу всё равно не получится — весь квартал обвешан камерами наблюдения и тепловыми датчиками.

Чтобы превратиться в такое уникальное место, Сингапур потратил всего полвека. И за это время создал себя заново.

Кто всё это начал

В середине 20 века у Сингапура не было ничего. Ни денег, ни ресурсов, ни свободы. Маленький регион входил в состав Британской империи, закупая у соседей даже песок и пресную воду. Но в конце 1950-х годов к власти пришёл человек, который изменил всё.

Премьер-министр Ли Куан Ю — один из самых популярных мировых лидеров столетия, которого публично хвалили Барак Обама, Маргарет Тэтчер, Владимир Путин и многие другие.

Ли Куан Ю получил государство, где экспорт едва приносил реальный доход, коррупция пожирала каждую сферу, а треть населения поддерживала социализм.

За несколько десятилетий он развернул план, который уже описывали абсолютно везде — это «Сингапурское экономическое чудо». Если коротко: перестроив весь госаппарат, пуская в страну любых инвесторов и создав центр торговли, Лу Куан Ю разработал уникальную систему, которая вывела нищий Сингапур в лидеры по уровню жизни, росту и доходам.

Всё это — из-за особых отношений между государством и его народом. Для сингапурцев власть — не жестокий босс, но суровый родитель. Она даёт людям социальный комфорт и надёжность, требуя взамен полный контроль над ситуацией.

При Ли Куан Ю правительство сурово выдавливало из общественной жизни всех противников системы и разработало законодательство, которое удивляет другие страны. И если штраф за брошенную на асфальт жвачку скорее забавляет иностранцев в очередной подборке интересных фактов, то смертная казнь через повешение за торговлю наркотиками формирует к порядкам Сингапура уже совсем другое отношение.

Лу Куан Ю официально не управляет страной с 1990-го года: два года назад он умер, а до этого был советником других руководителей. Но все его ключевые идеи до сих пор являются основой государственного строя. И как раз благодаря им Сингапур движется к тому, чтобы стать первой в истории человечества Smart Nation.

Острова, которые знают о тебе всё

Один 38-летний сингапурец очень любил выйти на балкон без рубашки и выкурить пару сигарет, задумчиво разглядывая дома района. Пока однажды ему не прислали штраф на $14 тысяч за выброшенные из окна бычки, а его фото не опубликовали на сайте агентства по охране окружающей среды. Этого хулигана засекла обычная сеть камер наблюдения. Технологии Smart Nation умеют намного больше.

В рамках программы весь остров начиняется тысячами датчиков, установленных на транспорте, улицах, жилых домах. Они видят, как передвигается по квартире ваша пожилая родственница, сколько машин едет перед вашей в ряду и куда они сейчас повернут, на что расходуется вода и откуда, если что, её взять (на густонаселённом острове без собственных пресных запасов), чтобы вы без проблем помылись перед важной встречей.

Разработчики Smart Nation обозначают цели программы кодом E3A: «Everyone, Everything, Everywhere, All time» («Каждому, всё, везде, всегда»).

«Что бы вы могли сделать, когда у вас есть всё это, — спрашивает в разговоре с The Wall Street Journal Тим Грейсингер, исполнительный директор компании International Business Machines Corp, которая работает в системе Smart Nation. — Ваши возможности безграничны».

Согласно данным исследовательской фирмы IDC Government Insights, рынок технологий smart city в Азии достигнет триллиона долларов к 2025 году. И Сингапур точно будет центром этого потока.

К концу 2018 года Сингапур должен суммировать все свои контролирующие нити в единую 3D-модель страны в реальном времени. Проект «Виртуальный Сингапур» разрабатывается французской компанией Dassault Systèmes и стоит $73 млн. Наглядно это выглядит как что-то вроде игры Sims. Только тут всё по-настоящему.

Для развития инструментов аналитики общественной жизни и сбора данных Сингапур ещё в 2015 году планировал вложить в сотрудничество с частными технокомпаниями около $1,7 млрд за период 2017 года. Большинство из них — малые предприятия и стартапы.

Руководители программы настойчиво указывают на то, что Smart Nation — невиданное удобство и пример применения искусственного интеллекта на пользу человеку. Но любое международное обсуждение проекта всегда сводится к двусторонней сути такой жизни. Потому что гигантская сенсорная сеть — это самое масштабное проникновение государства в частную жизнь.

Но, похоже, западные представители воспринимают тему совсем не так, как сами сингапурцы. Это люди, живущие в стране, которая полвека росла на успехах диктатуры и в которой 80% жителей сегодня обитают в государственных квартирах, 74% — полностью доверяют своему правительству.

Один показательный эпизод, рассказывающий о менталитете сингапурцев. В 2014 году в стране стал хитом портал Stomp, который создала популярная газета The Straits Times. Это что-то вроде соцсети для стыда и осуждения.

Любой пользователь загружает фотографию некорректного поведения, с которым столкнулся, и рассказывает о ситуации остальным. Например, пьяные эмигранты уснули в парке или студент поставил ноги на соседнее кресло в полупустом автобусе. Тогда сервисом за год воспользовались 12 млн человек, а внутри тусовок Stomp превратилась в тему для полушуток о контроле.

Налог на машину, цена за образование и сад для пенсионеров

Методы Сингапура хорошо раскрываются на примере развития общественного транспорта. Там наиболее показательно сочетаются технологии и забота о людях с неоспоримым контролем над ними.

С одной стороны, власти Сингапура делают всё, чтобы на автобусах хотелось ездить. Wi-Fi, бесконтактная оплата, контроль маршрута. Сингапурские автобусы даже пахнут приятно.

Общественный автобусный оператор Tower Transit скооперировался с местными маркетологами из AllSense и выпустил на городские дороги сотню автобусов, которые распыляют аромат, напоминающий садовые цветы и мяту.

Сюда же добавляются многие другие акции. Например, строительство отдельных полос для беспилотных такси. Дорожный департамент уделил внимание даже цвету авто и провёл исследования о том, какой он должен быть у такси.

Когда в 1907 году в Чикаго появились жёлтые такси, это делалось просто для того, чтобы отличить эти машины от тысяч чёрных авто. Сейчас известно, что жёлтый цвет лучше, чем синий (другой популярный цвет такси в Сингапуре).

Согласно результатам исследования, полный переход на один цвет сократит несчастные случаи почти на тысячу инцидентов и сэкономит около $1,7 млн в год, не считая денег на покраску.

С другой стороны, власти Сингапура настойчиво делают так, чтобы у людей не оставалось выбора. В стране ввели почти стопроцентный налог на покупку личного автомобиля и добавили сюда сложную процедуру оформления специального разрешения. В результате свой транспорт сегодня есть только у 15% сингапурцев.

Ещё одна дорогая сфера в Сингапуре — образование. По данным HSBC Holdings Plc, на обучение ребёнка за период от начальной до высшей ступени сингапурские родители тратят суммарно $70 939. Из всех стран и городов мира этот показатель выше только в Гонконге и ОАЭ.

При этом государство активно поддерживает образование и в 2017 году вложило в него почти пятую часть бюджета. Это в два раза больше по сравнению с цифрами 2005 года.

В Сингапуре, согласно прогнозам, к 2030 году четверть населения будет старше 65 лет, и в эту категорию граждан власти инвестируют отдельным пунктом. Есть специальный план, рассчитанный на пятнадцать лет вперёд, три десятка различных инициатив и бюджет в $3 млрд. Внутри — улучшение качества автобусных остановок и транспорта, обучение новым технологиям, повышения качества больниц.

Самый необычный пункт программы — создание терапевтического сада HortPark. Это специальный парк, созданный для пенсионеров с деменцией или перенёсших инсульт, который поможет им жить удобно и ярко.

Бригады ландшафтных дизайнеров, архитекторов, садоводов и медиков высчитывали в нём размеры дорожек и набор посаженных растений, тщательно подбирали подходящий стиль территории.

Современные пенсионеры Сингапура — те, кто проследил весь путь создания общества, где государство даёт всем социальным группам удобство, но забирает право принимать решения. Кажется, пока такой метод работает.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама