Вы идёте на остановку, кликаете на приложение в смартфоне и просматриваете, когда приедет автобус, и сколько там будет свободных мест. В ожидании транспорта смотрите по сторонам и изучаете пятидесятиметровые деревья, которые сами накапливают дождевую воду (для себя) и солнечную энергию (для парковых фонарей).
Докурив сигарету, вы не бросаете окурок на тротуар, помытый сегодня утром мыльным раствором, а бережно несёте его к урне — штраф за окурок на тротуаре слишком высок, чтобы пренебрегать этим правилом. Тем более, что незаметно кинуть что-либо на дорогу всё равно не получится — весь квартал обвешан камерами наблюдения и тепловыми датчиками.
Чтобы превратиться в такое уникальное место, Сингапур потратил всего полвека. И за это время создал себя заново.
В середине 20 века у Сингапура не было ничего. Ни денег, ни ресурсов, ни свободы. Маленький регион входил в состав Британской империи, закупая у соседей даже песок и пресную воду. Но в конце 1950-х годов к власти пришёл человек, который изменил всё.
Премьер-министр Ли Куан Ю — один из самых популярных мировых лидеров столетия, которого публично хвалили Барак Обама, Маргарет Тэтчер, Владимир Путин и многие другие.
Ли Куан Ю получил государство, где экспорт едва приносил реальный доход, коррупция пожирала каждую сферу, а треть населения поддерживала социализм.
За несколько десятилетий он развернул план, который уже описывали абсолютно везде — это «Сингапурское экономическое чудо». Если коротко: перестроив весь госаппарат, пуская в страну любых инвесторов и создав центр торговли, Лу Куан Ю разработал уникальную систему, которая вывела нищий Сингапур в лидеры по уровню жизни, росту и доходам.
Всё это — из-за особых отношений между государством и его народом. Для сингапурцев власть — не жестокий босс, но суровый родитель. Она даёт людям социальный комфорт и надёжность, требуя взамен полный контроль над ситуацией.
При Ли Куан Ю правительство сурово выдавливало из общественной жизни всех противников системы и разработало законодательство, которое удивляет другие страны. И если штраф за брошенную на асфальт жвачку скорее забавляет иностранцев в очередной подборке интересных фактов, то смертная казнь через повешение за торговлю наркотиками формирует к порядкам Сингапура уже совсем другое отношение.
Лу Куан Ю официально не управляет страной с 1990-го года: два года назад он умер, а до этого был советником других руководителей. Но все его ключевые идеи до сих пор являются основой государственного строя. И как раз благодаря им Сингапур движется к тому, чтобы стать первой в истории человечества Smart Nation.
Один 38-летний сингапурец очень любил выйти на балкон без рубашки и выкурить пару сигарет, задумчиво разглядывая дома района. Пока однажды ему не прислали штраф на $14 тысяч за выброшенные из окна бычки, а его фото не опубликовали на сайте агентства по охране окружающей среды. Этого хулигана засекла обычная сеть камер наблюдения. Технологии Smart Nation умеют намного больше.
В рамках программы весь остров начиняется тысячами датчиков, установленных на транспорте, улицах, жилых домах. Они видят, как передвигается по квартире ваша пожилая родственница, сколько машин едет перед вашей в ряду и куда они сейчас повернут, на что расходуется вода и откуда, если что, её взять (на густонаселённом острове без собственных пресных запасов), чтобы вы без проблем помылись перед важной встречей.
Разработчики Smart Nation обозначают цели программы кодом E3A: «Everyone, Everything, Everywhere, All time» («Каждому, всё, везде, всегда»).
«Что бы вы могли сделать, когда у вас есть всё это, — спрашивает в разговоре с The Wall Street Journal Тим Грейсингер, исполнительный директор компании International Business Machines Corp, которая работает в системе Smart Nation. — Ваши возможности безграничны».
Согласно данным исследовательской фирмы IDC Government Insights, рынок технологий smart city в Азии достигнет триллиона долларов к 2025 году. И Сингапур точно будет центром этого потока.
К концу 2018 года Сингапур должен суммировать все свои контролирующие нити в единую 3D-модель страны в реальном времени. Проект «Виртуальный Сингапур» разрабатывается французской компанией Dassault Systèmes и стоит $73 млн. Наглядно это выглядит как что-то вроде игры Sims. Только тут всё по-настоящему.
Для развития инструментов аналитики общественной жизни и сбора данных Сингапур ещё в 2015 году планировал вложить в сотрудничество с частными технокомпаниями около $1,7 млрд за период 2017 года. Большинство из них — малые предприятия и стартапы.
Руководители программы настойчиво указывают на то, что Smart Nation — невиданное удобство и пример применения искусственного интеллекта на пользу человеку. Но любое международное обсуждение проекта всегда сводится к двусторонней сути такой жизни. Потому что гигантская сенсорная сеть — это самое масштабное проникновение государства в частную жизнь.
Но, похоже, западные представители воспринимают тему совсем не так, как сами сингапурцы. Это люди, живущие в стране, которая полвека росла на успехах диктатуры и в которой 80% жителей сегодня обитают в государственных квартирах, 74% — полностью доверяют своему правительству.
Один показательный эпизод, рассказывающий о менталитете сингапурцев. В 2014 году в стране стал хитом портал Stomp, который создала популярная газета The Straits Times. Это что-то вроде соцсети для стыда и осуждения.
Любой пользователь загружает фотографию некорректного поведения, с которым столкнулся, и рассказывает о ситуации остальным. Например, пьяные эмигранты уснули в парке или студент поставил ноги на соседнее кресло в полупустом автобусе. Тогда сервисом за год воспользовались 12 млн человек, а внутри тусовок Stomp превратилась в тему для полушуток о контроле.
Методы Сингапура хорошо раскрываются на примере развития общественного транспорта. Там наиболее показательно сочетаются технологии и забота о людях с неоспоримым контролем над ними.
С одной стороны, власти Сингапура делают всё, чтобы на автобусах хотелось ездить. Wi-Fi, бесконтактная оплата, контроль маршрута. Сингапурские автобусы даже пахнут приятно.
Общественный автобусный оператор Tower Transit скооперировался с местными маркетологами из AllSense и выпустил на городские дороги сотню автобусов, которые распыляют аромат, напоминающий садовые цветы и мяту.
Сюда же добавляются многие другие акции. Например, строительство отдельных полос для беспилотных такси. Дорожный департамент уделил внимание даже цвету авто и провёл исследования о том, какой он должен быть у такси.
Когда в 1907 году в Чикаго появились жёлтые такси, это делалось просто для того, чтобы отличить эти машины от тысяч чёрных авто. Сейчас известно, что жёлтый цвет лучше, чем синий (другой популярный цвет такси в Сингапуре).
Согласно результатам исследования, полный переход на один цвет сократит несчастные случаи почти на тысячу инцидентов и сэкономит около $1,7 млн в год, не считая денег на покраску.
С другой стороны, власти Сингапура настойчиво делают так, чтобы у людей не оставалось выбора. В стране ввели почти стопроцентный налог на покупку личного автомобиля и добавили сюда сложную процедуру оформления специального разрешения. В результате свой транспорт сегодня есть только у 15% сингапурцев.
Ещё одна дорогая сфера в Сингапуре — образование. По данным HSBC Holdings Plc, на обучение ребёнка за период от начальной до высшей ступени сингапурские родители тратят суммарно $70 939. Из всех стран и городов мира этот показатель выше только в Гонконге и ОАЭ.
При этом государство активно поддерживает образование и в 2017 году вложило в него почти пятую часть бюджета. Это в два раза больше по сравнению с цифрами 2005 года.
В Сингапуре, согласно прогнозам, к 2030 году четверть населения будет старше 65 лет, и в эту категорию граждан власти инвестируют отдельным пунктом. Есть специальный план, рассчитанный на пятнадцать лет вперёд, три десятка различных инициатив и бюджет в $3 млрд. Внутри — улучшение качества автобусных остановок и транспорта, обучение новым технологиям, повышения качества больниц.
Самый необычный пункт программы — создание терапевтического сада HortPark. Это специальный парк, созданный для пенсионеров с деменцией или перенёсших инсульт, который поможет им жить удобно и ярко.
Бригады ландшафтных дизайнеров, архитекторов, садоводов и медиков высчитывали в нём размеры дорожек и набор посаженных растений, тщательно подбирали подходящий стиль территории.
Современные пенсионеры Сингапура — те, кто проследил весь путь создания общества, где государство даёт всем социальным группам удобство, но забирает право принимать решения. Кажется, пока такой метод работает.