Группа компаний «АИС» — второй по величине украинский производитель и дистрибьютор автомобилей — урегулировала вопрос с Альфа-Банком. Об этом сказано в официальном пресс-релизе «АИС». В рамках нового соглашения о реструктуризации задолженности автопроизводитель выплатил финансовому учреждению 57 млн грн, а оставшиеся средства намерен возвращать по новому графику. Сумму задолженности стороны не называют, но отмечают, что долг группы «АИС» перестал обслуживаться с 2009 г.
В пресс-службе Альфа-Банка подробности реструктуризации кредита на момент сдачи номера в типографию не сообщили. Получить комментарий основателей автомобильной компании народных депутатов (Партия регионов) Василия Полякова и Дмитрия Святаша вчера не удалось: Поляков не отвечал на звонки, а Святаш сказал, что не имеет никакого отношения к «АИС». На вопрос, почему пресс-служба «АИС» в распространяемых релизах регулярно его цитирует, он ответить затруднился.
Ранее «АИС» реструктуризировала и погасила задолженность в Swedbank, Райффайзен Банке Аваль, Мегабанке, Кредит Европа Банке, говорится в официальном пресс-релизе группы компаний.
Недовольные кредиторы
В неуплате кредитов на общую сумму около $ 250 млн представители Альфа-Банка, ВТБ Банка и УкрСиббанка обвинили «АИС» еще в прошлом году. «АИС» брала кредиты, ожидая дальнейшего развития рынка, но в 2009 г. продажи упали на 73,6 % — до 162 тыс. автомобилей в год, поясняет старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Он добавляет, что на докризисные показатели рынок еще не вышел.
«АИС» просила у банков предоставить им займ, говорит глава правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. «Например, у ВТБ Банка просили 40 %-й дисконт на всю сумму задолженности, но получили отказ», — рассказывает банкир. Свой конфликт с «АИС» в ВТБ Банке не прокомментировали. Кредиторы, с которыми заемщик так и не смог договориться по взаимному соглашению, обратились в суд.
В $ 250 млн оценили задолженность по кредитам представители Альфа-Банка, ВТБ Банка и УкрСиббанка еще в прошлом году
Как ранее писал «Капитал», в сентябре Хозяйственный суд Киева для обеспечения иска УкрСиббанка арестовал имущество двух компаний, входящих в сферу влияния группы компаний «АИС», — «Укрбизнес Лтд» и «Легалплейс». С учетом пени сумма задолженности перед УкрСиббанком составила 727,2 млн грн. Помимо этого, финструктура предъявила иски к Святашу и Полякову, выступившим поручителями «АИС», и привлекла группу DCH Александра Ярославского (экс-совладелец УкрСиббанка) в качестве консультанта для взыскания задолженности «АИС».
Это привело к скандалу. В начале ноября «АИС» распространила пресс-релиз, в котором обвинила компанию Ярославского в рейдерской атаке с целью получить контроль над холдингом. В DCH это заявление опровергли и заявили о намерении обратиться в суд с иском к группе «АИС» о защите чести и достоинства. «Консолидированная позиция УкрСиббанка и DCH заключается в том, чтобы добиваться возвращения группой «АИС» задолженности перед банком в полном объеме», — сообщила пресс-служба DCH.
Кредиты не мешают развитию
Стоимость «АИС» составляет $ 200‑270 млн, что сопоставимо с размером обязательств группы, указывает Андрейченко. Но взыскать всю задолженность с «АИС» вряд ли удастся, уверен Подолянко. По его словам, некоторые финучреждения, в частности ВТБ Банк, уже судились с группой, но положительных результатов добиться не смогли. «Банк может рассчитывать только на часть зарплаты народного депутата [Дмитрия Святаша и Василия Полякова]. Но вернуть миллионные долги будет практически нереально», — отметил Подолянко.
По словам партнера юридической фирмы Astapov Lawyers, которая представляет интересы ВТБ Банка, Олега Мальского, сейчас продолжаются судебные разбирательства. «У нас есть механизмы, которые позволят частично либо полностью вернуть средства заемщикам»,— заметил он и от дальнейших комментариев отказался.
Группа компаний «АИС» намерена развиваться. Согласно официальному заявлению, в 2014‑2019 гг. автохолдинг планирует инвестировать $ 50 млн в строительство и реконструкцию 35 автоцентров, автосалонов и СТО.