Економіка

монополии

Антимонопольный комитет установил новый рекорд по общей сумме выписанных штрафов. Но бизнес пока не спешит их уплачивать, надеясь оспорить решения ведомства в суде

Антимонопольный комитет установил новый рекорд по общей сумме выписанных штрафов
Фото: PHL

В 2013 г. году Антимонопольный комитет сохранил взятый ранее курс на максимально возможные санкции для нарушителей конкурентного законодательства. В этом плане 2013 г. оказался намного продуктивнее для комитета, чем предыдущий.

Если в прошлом году АМКУ оштрафовал предприятия на общую сумму 814,7 млн грн, то за неполный 2013 г. (январь-октябрь) наложил около 911 млн грн взысканий, сообщили «Капиталу» в пресс-службе комитета. Это почти в 21 раз больше, чем два года назад, когда бизнес был наказан всего на 43,5 млн грн.

Штрафники-рекордсмены

Больше всего нарушений по части экономической конкуренции АМКУ находил у компаний, занятых подключением объектов строительства, предоставляющих услуги по газо-, электро-, водоснабжению и водоотводу, а также услуги общественного питания и работающих в сфере обращения с бытовыми отходами. Однако крупнейший штраф достался двум компаниям — «КЛО-Карта» и «Авторух». Они наказаны на общую сумму 210 млн грн за согласованные действия в тендере по закупке нефтепродуктов.

Еще в одном сговоре были уличены «Хюндай Мотор Украина» и «Паритет Моторс». Размер штрафа составил 77 млн грн. Под горячую руку АМКУ попали и дочерние структуры «Укрзалізниці» (УЗ), которых ведомство уличило в завышении стоимости услуг по предоставлению постельного белья пассажирам. В комитете и раньше говорили о завышенных услугах УЗ, однако до санкций дело дошло впервые.

Всего же, по данным АМКУ, за десять месяцев 2013 г. прекращено свыше 5,7 тыс. нарушений конкурентного законодательства. Причем наиболее резонансные расследования, начатые в нынешнем году, еще не завершены. Одно из них — разбирательство в отношении группы крупнейших украинских ритейлеров, которых обвинили в сговоре по установлению стоимости продовольственных товаров. Ранее председатель АМКУ Василий Цушко заявлял: если вину компаний удастся доказать, им грозит максимальный предусмотренный законом штраф — 10 % от годовой выручки. А это значит, сумма общих штрафов для ритейлеров превысит миллиарды гривен, что станет абсолютным рекордом для Украины.

Уплата по минимуму

Несмотря на то что последние два года размеры выписанных бизнесу штрафов растут очень быстро, суммы, уплаченные нарушителями в государственный бюджет, остаются весьма скромными. По данным АМКУ, в текущем году было выплачено 36 млн грн штрафов и пени по их просрочке. Это менее 4 % от размера наложенных взысканий. В пресс-службе АМКУ говорят, что причин подобной диспропорции несколько. Во-первых, по некоторым из принятых решений срок уплаты еще не наступил. А во‑вторых, часть решений комитета оспаривается ответчиками в судах. «Срок уплаты штрафов напрямую связан со сроками обжалования решений комитета в суде», — отметили в пресс-службе ведомства.

911 млн гривен штрафов выписал АМКУ с начала года. После завершения ряда расследований в 2013 г. общий размер санкций наверняка превысит миллиард гривен

О том, что большинство крупных штрафов оспариваются в судах, ранее заявлял первый зампредседателя АМКУ Рафаэль Кузьмин. По его словам, доля принимаемых в пользу АМКУ судебных решений, как правило, составляет 80‑90 %. На запрос «Капитала» в ведомстве не смогли уточнить, какой процент решений комитета предприятиям удалось обжаловать уже в нынешнем году. Изданию сказали, что эта информация будет предоставлена в отчете АМКУ за 2013 г. Правда, уточнили, что в 2012 г. в судах было обжаловано около 12 % решений комитета и только 0,7 % были признаны недействительными полностью или частично.

Как удалось узнать из Единого реестра судебных решений, максимальные штрафы, выписанные в 2012 г., частично или полностью обжалованы уже в 2013 г. В частности, рекордный в практике комитета штраф в 419 млн грн для 14 компаний ассоциации «Мебледеревпром» за антиконкурентные согласованные действия суд признал завышенным. Как сказано в одном из дел, которое рассматривал Киевский хозяйственный суд, АМКУ, принимая решение о таком размере штрафа, не определил соразмерность действий компаний и последствий от них. Такая формулировка суда содержится в большинстве решений по 14 делам.

О несовершенстве механизма определения размера штрафов Антимонопольным комитетом ранее заявляли и в Счетной палате. Изучив отчет комитета за 2012 г., коллегия счетного ведомства пришла к выводу, что за одинаковые нарушения АМКУ накладывает различные по сумме штрафы. В Счетной палате также обратили внимание, что нарушители антимонопольного законодательства не платят штрафы, игнорируя санкции.

Что же касается штрафов, выписанных уже в текущем году, их компании также намерены оспаривать. Об этом «Капиталу» ранее заявляли представители Львовской и Приднепровской железных дорог, каждая из которых оштрафована на 50 млн грн. Судиться с АМКУ также планировали в компании «КЛО-Карта». В «Хюндай Моторс Украина» предпочли не комментировать свои споры с Антимонопольным комитетом. Но, как удалось выяснить из судебного реестра, иск на обжалование штрафа компания все же подала.

Впрочем, есть уже и неуспешные для бизнеса примеры обжалования решений АМКУ. В этом году ни Хозяйственный суд Киева, ни Апелляционный не поддержали иск Киевского речного порта, оштрафованного на 2,2 млн грн за злоупотребление монопольным положением.

Защитные доводы

Хотя суммы штрафов — как общие, так индивидуальные — продолжают расти, в АМКУ отрицают обвинения предпринимателей, что комитет избрал денежные санкции как основной метод давления на бизнес. В свою защиту в ведомстве говорят, что в 2013 г. из общего количества нарушений в 57 % случаях были выписаны штрафы, в 43 % — предоставлены рекомендации. Это лучше, чем годом ранее. За аналогичный период 2012 г. комитет выписал штрафы в 62 % случаях, в остальных 38 % имели место рекомендации.

В АМКУ отмечают, что формы применяемых санкций в любом случае следует рассматривать отдельно по каждому виду нарушений. Например, в 80 % случаях, когда принималось решение о штрафах, речь шла об антиконкурентных согласованных действиях. «Это соответствует международной практике, — подчеркнули в пресс-службе АМКУ. — Поскольку этот вид нарушений влечет наибольшее негативное влияние на конкуренцию, состояние рынков и в конечном счете — на благосостояние населения».

Главное — подготовить доказательства

Наталья Иваницкая, старший юрист АО Arzinger:

— Успешность обжалования решения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в суде во многом зависит от поведения субъекта хозяйствования в процессе расследования. В частности, от эффективного использования всех возможных доказательств, экспертиз, соцопросов. Речь о том, что их представление до момента принятия решения существенно усложняет задачу комитету. В суде при таких обстоятельствах уже легче обосновывать то, что АМКУ чего‑то не учел, чем то, что данные доказательства не могли быть представлены по той или иной важной причине и теперь суд должен их оценивать. Кроме того, есть вопросы, которые суд не может устанавливать, например, границы рынка, но может указать, что комитет допустил ошибку.

Получив от комитета самый первый документ, следует попытаться спрогнозировать не только очевидную квалификацию нарушений, но и все возможные переквалификации, чтобы на основе предоставленной информации у АМКУ не появились новые аргументы и не нашли развитие имеющиеся. Это вовсе не означает, что надо утаивать информацию, обманывать, недоговаривать — это как раз то, чего делать категорически нельзя. Необходимо также адекватно оценить силы своего юридического отдела на предмет того, сможет ли он справиться с сопровождением расследования. Несоразмерность применяемых в последнее время штрафов с нарушением ни у кого не вызывает сомнения. Мы предполагаем, что сложившаяся практика оценки справедливости санкций будет развиваться.

Тренд высоких штрафов требует корректировки законодательства

Антонина Ягольник, партнер МЮГ AstapovLawyers:

— В последнее время АМКУ начал налагать очень серьезные штрафы за существенные нарушения антимонопольного законодательства. Ничего удивительного в этом нет — такая практика много лет существует в ЕС и США. Представители рынка в этих странах давно знают, что антимонопольные ведомства имеют широкие полномочия и за нарушения антимонопольного законодательства налагают мультимиллиардные штрафы.

В Украине такой тренд начался недавно, но сразу по нескольким делам. Внимание рынка сейчас приковано к резонансному расследованию АМКУ деятельности розничных торговых сетей. В частности, сети обвиняются в совершении антиконкурентных согласованных действий в виде обмена информацией, что привело к ценовому сговору и необоснованному росту цен на товары, а также в согласовании условий сотрудничества с поставщиками. Это дело в первую очередь примечательно тем, что затрагивает практические вопросы определения и выявления ценового сговора путем непрямого обмена информацией между конкурентами, а также предполагает наложение исторически рекордного штрафа на участников соответствующего рынка. Публичные источники называют сумму в размере до 20 млрд грн.

Ряд изданий приводит комментарии участников рынка, в которых утверждается, что такие размеры штрафов могут привести к банкротству некоторых субъектов хозяйствования. В связи с чем некоторые компании выражают готовность обжаловать решения АМКУ через суд в случае, если ситуация будет развиваться по худшему сценарию и рынок не сможет найти компромисс с регулятором. Вероятность обжалования всегда принималась во внимание АМКУ в процессе принятия решения по размерам штрафов.

Имеется ряд критериев, которые могут существенно смягчить размер штрафа — влияние нарушения на рынок, сотрудничество участников рынка в конкретном деле в АМКУ и прочее. Такие критерии сложились в практике регулятора. Но в момент, когда размеры санкций стремительно растут, очень важно законодательно закрепить критерии, влияющие на сумму штрафов. Максимальные штрафы, предусмотренные антимонопольным законодательством Украины, очень высоки — до 10 % годового оборота группы компаний по миру. Опираясь на мировой опыт в этой отрасли, сейчас необходимо принять положение, которое бы четко определяло «формулу» калькуляции штрафов и критериев его смягчения.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама