Економіка

анализ

Чем закончился визит МВФ в Украину

1 34829
Чем закончился визит МВФ в Украину

За последний месяц отношения Украины с МВФ выглядели так: одна встреча Петра Порошенко с Кристин Лагард в Давосе, один громкий скандал вокруг распространяемых Банковой «фейков» касательно смягчения требований со стороны МВФ, и один визит экспертов МВФ в Украину. После каждого из этих событий украинская сторона генерировала «победные» реляции об успешном продолжении сотрудничества Украины с МВФ. Мол, пятый транш ожидается в апреле-мае, а реформы в рамках программы EFF продолжаются.

За информационной завесой из «хороших новостей» скрывается упрямое нежелание украинской стороны принимать непопулярные решения, тесный клубок политических интересов и высокий градус напряжения в переговорах с кредитором.

Как известно, чтобы получить пятый транш от МВФ Украина должна выполнить два ключевых требования: принять закон об Антикоррупционном суде и повысить цены на газ, как было согласовано еще весной прошлого года, — в соответствии с рсотом импортной цены. Однако поданный президентом законопроект об Антикоррупционном суде полностью противоречит рекомендациям Венецианской комиссии, а цены на газ правительство не повысило и, судя по риторике Владимир Гройсман, делать это не собирается.

В целом, переговоры продолжаются, но прогресса нет. Об этом свидетельствуют итоги визита экспертов МВФ в Украину 11-16 февраля. Коротко результаты можно описать так: стороны подтвердили, что не желают идти на уступки друг другу, позиции неизменны.

Игра в политические пережидания

15 февраля премьер-министр Владимир Гройсман встречался с представителями общественных организаций, где сказал: к повышению цены на газ с апреля на 30%, как этого требует сейчас МВФ, он не готов. По мнению премьера, целесообразно рассматривать варианты формирования цены не по формуле Hub + (импортная цена плюс расходы на доставку), а Hub или Hub- (только импортная цена или импортная цена минус расходы на доставку).

Экономическая логика такова: если страна не имеет собственного ресурса, и ей нужен импорт, то должно быть Hub +, если сама себя обеспечивает, то Hub (паритет), если экспортирует — то Hub-.

По словам министра энергетики Игоря Насалика, в этом году потребности населения полностью покрываются газом собственной добычи и газ импортируется исключительно для промышленности. Поэтому, по мнению чиновников, заставлять украинцев, потребляющих украинский газ, платить повышенную цену в привязке к цене на газ импортный — не вариант.

Повышение цены на газ для населения открывает для Кабмина и другую проблему — увеличение расходов на коммунальные субсидии. В бюджете-2018 на финансирование субсидий предусмотрен 71 млрд грн, получает их более 50% населения. С повышением цены на газ эти расходы возрастут.Кроме того, повышение цены на газ будет иметь и другое последствие — ускорение инфляции. Повышение тарифов на газ внесет свой вклад в рост цен.

Собеседники в правительстве говорят, что у международного кредитора позиция по газовому вопросу следующая: «подписали — выполняйте».

«МВФ не согласовывал правительству отсрочку в повышении тарифов — они должны были быть пересмотрены с началом отопительного сезона 2017/2018. Фонд против изменения договоренностей и корректировки формулы расчета цены на газ, поскольку год назад стороны подписались под вариантом просмотра в зависимости от паритета импорта», — объясняет собеседник из Министерства финансов.

По информации издания, Фонд признает риск ускорения инфляции в Украине, но опять же с его стороны это выглядит так: сами виноваты, нужно было повышать в прошлом году.

Что касается Антикоррупционного суда, то МВФ считает его создание одной из ключевых реформ, которые нужны Украине. Максимально важно при этом, чтобы АС был независимым. Без принятия в целом закона о АС транша не будет. В свою очередь создание Антикоррупционного Суда и повышение цены на газ для премьера и президента сводится к поиску ответа на вопрос: как выполнить требования кредитора и не потерпеть политическое фиаско?

Для Гройсмана риски следующие: если правительство повысит цену на газ, а Порошенко не пойдет на создание независимого АС, то премьер останется в двойном проигрыше — он теряет политический рейтинг из-за повышения тарифов, и не получает транш.

По словам собеседников издания в Кабмине, повышение цены на газ возможно только после принятия закона об Антикоррупционном суде. А это значит, что в апреле — после завершения отопительного сезона — правительство не пересмотрит цену на газ.

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий прогнозирует принятие закона об АС в мае. То есть, если Гройсман займет выжидательную позицию, газовый вопрос решится не раньше мая-июня.

По мнению одного из депутатов «Народного фронта», Петр Порошенко тоже не будет спешить с Антикоррупционным судом. «Для него главное — протянуть как-то втихаря до выборов. Законопроект может быть принят и в 2018, главное — чтобы суд начал работать не раньше весны 2019, когда пройдут президентские выборы», — говорит нардеп.

Риски, не желающие исчезать

Впрочем, программа сотрудничества Украины с МВФ — это не только о суде и о газе. МВФ, например, так же обеспокоен фискальными рисками бюджета-2018. Во время встречи с представителями Министерства финансов стороны обсуждали варианты их минимизации.

О том, что фискальные риски бюджета-2018 заключаются в очень быстром росте расходов, МВФ заявил еще в декабре прошлого года.

«Фонд интересовался, как мы будем финансировать расходы, если не будет определенных доходов, если темпы экономического роста будут ниже», — рассказывает знакомый с ходом переговоров источник в правительстве.

В бюджете-2018 запланированы доходы, которых может и не быть — например, от приватизации или продажи лицензий лотерейным операторам. В зоне риска — доходы от дивидендов государственных предприятий. Велика вероятность, что эти виды доходов придется перекрывать за счет других источников.

Ранее в МВФ заявляли о риске разбалансировке бюджета Пенсионного фонда из-за правок, которые депутаты внесли между первым и вторым чтением при принятии пенсионной реформы. Правки узаконили право пенсионеров без необходимого страхового стажа получать помощь от государства. После принятия пенсионной реформы Минсоцполитики и МВФ обменивались возможными вариантами решения проблемы. Сейчас этот вопрос на заключительной стадии решения, и не относится к критическим моментам выполнения программы с МВФ.

По информации издания, на прошлой неделе переговоры экспертов МВФ с Минсоцполитики в том числе касались обсуждения цифр расходов из-за ожидаемого перерасчета пенсий для военнослужащих и его влияние на баланс Пенсионного фонда.

В результате перерасчета, который озвучивал ранее министр социальной политики Андрей Рева, пенсии военных должны возрасти не менее чем на 77%. Правительство планировало начать перерасчет с января, однако отсрочило на год вступление в силу собственного постановления о новом порядке начисления денежного довольствия военнослужащим (№ 704 от 30 августа 2017).

Причина — нужно принять новый закон. Согласно действующим условиям, по расчетам Минсоца, для перерасчета пенсий лицам, уволенным с военной службы и некоторым другим категориям, в 2018 году нужно дополнительно 35 млрд грн. Таких средств в бюджете нет.

Для МВФ повышение пенсий для военнослужащих — это фискальный риск. Позиция фонда залом прогнозируемая — для него главное сбалансированный бюджет Пенсионного фонда и обеспеченность такого повышения реальным ресурсом. Потенциальных источников для дополнительного ресурса два.

Первый — увеличить расходы из государственного бюджета для Пенсионного фонда. Второй — создать условия для увеличения собственных поступлений ПФ. Первый способ — не вариант, так как он нарушает согласованный с МВФ баланс государственного бюджета по расходам на Пенсионный фонд. Второй вариант — возможен. Дополнительные доходы от ЕСВ сгенерирует повышение минимальной зарплаты выше 4000 грн. Однако здесь следует ожидать и других последствий, например, ускорения инфляции и непредсказуемого влияния на малый и средний бизнес.

Ранее постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман также отмечал, что фонд выступает за увеличение зарплат украинцам, но только «в соответствии с ростом производительности труда».

«Есть соблазн очень быстро увеличить зарплату, но это будет плохо отражаться на росте экономики», — заявил представитель МВФ на одной из последних пресс-конференций.

Мнинфин: на кону все

Во время визита в фокусе экспертов МВФ был также состояние выполнения других реформ. Так, 12 февраля с экспертами МВФ встречался министр финансов Александр Данилюк со своими заместителями Оксаной Маркаровой и Юрием Буцой.

«Обсудили вопросы дальнейшей имплементации программы МВФ, реформу ГФС и внедрение корпоративного управления в государственных банках», — коротко отчитался Минфин о результатах встречи.

Как стало известно изданию, впечатление кредитора от реформы ГФС неудовлетворительные. «Главная претензия — реформа продвигается медленно», — говорит собеседник в Кабмине. Напомним, что ранее правительство отменило постановление Минфина о реформировании ГФС и таможни и сейчас у Кабмина нет оформленных стратегических планов, что делать с ГФС.

Ранее заместитель министра Юрий Буца говорил, что иностранным инвесторам интересны украинские долговые инструменты, но они не готовы их покупать, если Украина не продемонстрирует прогресс по программе МВФ. Для большинства иностранных инвесторов программа МВФ — залог надежности государства как заемщика. По словам Буцы, Минфин «серьезно рассматривает» возможность привлечения средств на внешних рынках в 2018 на сумму 3 млрд долларов и осуществления операции, подобных тому, что Украина уде провернула в 2017 году — речь идет об обмене облигаций 2020-2021 годов на облигации с более поздним сроком погашения. Без программы МВФ все эти планы останутся нереализованными.

Данилюк пока является основным коммуникатором с МВФ. От того, удастся ли нормализовать сотрудничество с МВФ, зависит не только его имидж министра-политика-реформатора. На кону — долговая и фискальная политика государства, способность Минфина как министерства сохранить ее финансовый баланс.

Новая программа? Нет, не слышали

Кристин Лагард и представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман ранее заявляли, что программа EFF с Украиной продолжается и завершится весной 2019 года. Киев должен выполнять взятые на себя обязательства именно по этой программе. Визит экспертов МВФ в Украине подтвердил этот курс — старт переговоров о новой программе сотрудничества с МВФ не стоит на повестке дня. Ближайший год кредитор будет держать на контроле выполнение Украиной текущей программы.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Могучий- Ка 20 февраля 2018, 08:01

Комментарий удален

реклама
реклама