«Укрзалізниця» не успеет ввести электронные билеты на все поезда внутреннего сообщения до конца 2013 г. Как сообщили «Капиталу» в «Укрзалізниці», на сегодняшний день такая услуга распространяется на 80 поездов. До конца 2013 г. планируется ввести электронные проездные документы еще на такое же количество составов. На остальные поезда внутреннего сообщения электронные билеты введут в 2014 г. По данным монополиста, уже было реализовано 269,5 тыс. электронных билетов. Большую часть из них приобрели пассажиры поездов «Интерсити+» — около 200 тыс. Однако в общей структуре продаж на долю электронных билетов приходится очень небольшой процент.
Экономия «Укрзалізниці»
В конце сентября министр инфраструктуры Владимир Козак заявлял, что электронные билеты будут доступны на все пассажирские поезда внутреннего сообщения до конца 2013 г. По его словам, отказ от бланков строгой отчетности позволит ежегодно экономить около 20 млн грн. Однако до конца года «Укразалізниця» успеет ввести электронные билеты на 160 поездов, остальные будут введены в 2014 г. Кроме того, «Укрзалізниця» рассматривает вопрос о продаже электронных билетов и на международные поезда. «Переговоры ведутся, в частности, с железнодорожными администрациями Беларуси, России, Молдовы. Большая часть поездов нашего формирования курсирует по Украине, поэтому мы хотим отработать технологию на них и параллельно работать с нашими коллегами над тем, чтобы в конце концов выйти на возможность оформления такого же билета на международные поезда», — сообщал ранее заместитель главы администрации Павел Чекалов.
В два этапа
Внедрение электронных билетов происходило в два этапа. Вначале пассажиру надо было получить код заказа, а затем обменять его на бумажный билет в железнодорожной кассе. В начале февраля 2013 г. «Укрзалізниця» в тестовом режиме ввела полноценный электронный билет, не требующий обмена в железнодорожной кассе. Первыми этой услугой воспользовались пассажиры поездов категории «Интерсити+». Электронный билет содержит QR-код, который проводник считывает специальным устройством при посадке на поезд. Такой проездной документ можно приобрести только через онлайн-систему официального сайта «Укрзалізниці». Билеты, купленные через другие системы, необходимо обменивать в железнодорожных кассах.
160 поездов до конца года будут охвачены системой продажи электронных билетов «Укрзалізниці»
Для считывания информации с электронного посадочного документа «Укрзалізниці» необходимо закупить около 4 тыс. мобильных терминалов контроля документов. Они, по данным пресс-службы «Укрзалізниці», закупаются постепенно, по мере введения услуги в поездах. Как ранее сообщал «Капитал», стоимость одного такого мобильного терминала составляет от 1,5 тыс. грн до 3 тыс. грн. Таким образом, только на покупку считывающих устройств монополист должен потратить от 6 млн до 12 млн грн. Сколько было потрачено денег на реализацию всего проекта, в «Укрзалізниці» сообщить не смогли, сославшись на коммерческую тайну.
Прогресивный ритейлер
С введением электронных билетов пассажиры смогут сэкономить свое время, а в железнодорожных кассах сократятся очереди. По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, у «Российских железных дорог» (РЖД) система электронных билетов существует уже давно. «У РЖД эта система даже более прогрессивная, чем у авиакомпаний», — говорит он и добавляет, что, по подсчетам РЖД, электронными билетами пользуются около 12 % пассажиров. Директор агентства мобильного маркетинга Назар Грынык уточнил, что есть два варианта считывания QR-кода. «Первый — с мобильного устройства, и в этом случае никаких проблем не возникает. С бумажного билета считывать код гораздо сложнее и могут возникать сложности», — отметил он. По его словам, с введением электронных билетов «Укрзалізниця» стала наиболее прогрессивным ритейлером в Украине, что должно позитивно повлиять на отношение пассажиров к перевозчику.