С авиационного рынка может уйти в этом году уже третья авиакомпания. С начала года полеты прекратили авиакомпании «АероСвіт» и «Донбассаэро». 18 декабря авиакомпания AirOnix была исключена из системы взаиморасчетов между авиаперевозчиками и агентами по продаже билетов Международной ассоциации воздушного транспорта (BSP IATA), рассказали «Капиталу» менеджер аэропорта «Жуляны» и два руководителя киевских турагентств. «Забронировать билеты на рейсы авиакомпании невозможно», — говорит один из руководителей столичного турагентства. В ассоциации IATA на запрос «Капитала» не ответили.
Много долгов
В конце прошлой недели AirOnix начал отменять рейсы, свидетельствуют данные сайта аэропорта «Киев». По данным сайтов аэропортов «Киев» и «Симферополь», вчера были отменены рейсы авиакомпании в Киев, Симферополь и Тель-Авив. Вчера вечером на официальной странице аэропорта «Киев» в социальной сети Facebook появилось сообщение об отмене всех рейсов авиакомпании AirOnix.
Причины не указывались. В AirOnix комментарий не предоставили, а на горячей линии авиакомпании сообщили, что сейчас решается вопрос оптимизации зимних перелетов. «Рейсы возобновятся на следующей неделе, возможно, какие‑то полеты будут и на этой неделе», — сказали «Капиталу».
AirOnix не погасил долги перед хендлинговыми службами, в частности, перед дочерней компанией «Международных авиалиний Украины» — компанией «Интеравиа», сообщил «Капиталу» менеджер аэропорта «Киев», который пожелал сохранить анонимность. Сумму задолженности он не смог назвать.
Менеджер одной из украинских авиакомпаний сообщил «Капиталу», что финансовые обязательства у авиакомпании есть не только перед хендлинговыми службами, но и перед сотрудниками по выплате заработной платы, а также перед лизингодателями. По его словам, в парке авиакомпании сейчас всего два самолета, которые находятся на стоянке в аэропорту «Киев». Ранее два других самолета, которые эксплуатировала AirOnix, забрала за долги американская авиакомпания-лизингодатель International Lease Finance Corporation. «Видимо, не сложились отношения с лизингодателями. Значит, не платили вовремя или, возможно, нарушили требования по техническому обслуживанию», — говорит эксперт авиарынка Артур Винюков-Прощенко. В International Lease Finance Corporation, МАУ на запрос «Капитала» не ответили.
Общая сумма задолженности составляет $ 10‑15 млн, сообщили «Капиталу» совладелец одного из турагентств и менеджер украинской авиакомпании, пожелавшие сохранить анонимность. Согласно финансовой отчетности авиакомпании, в 2012 г. задолженность компании составляла 102 млн грн. Выручка — 91,9 млн грн, чистый убыток — 78 млн грн.
$10-15 млн могут составлять долги AirOnix перед контрагентами
Одной из причин приостановки выполнения рейсов Винюков-Прощенко называет то, что перевозчик эксплуатировал старый флот, что сопряжено с большими затратами на эксплуатацию, техническое обслуживание, да и расход топлива выше, чем у новых самолетов. Кроме того, авиакомпания выставляла на внутренние рейсы самолеты с пассажировместимостью выше, чем составляли потребности рынка, говорит он. «Соответственно рейсы не окупались», — отмечает эксперт.
Никто не заметит
Если авиакомпания возобновит полеты, ей сложно будет продавать билеты без системы BSP IATA, говорит директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. Можно реализовывать билеты через собственный сайт либо заключать договоры напрямую с агентами, что является достаточно трудоемким процессом.
Для раздачи долгов компания сможет привлечь инвестора, но, по словам Ланецкого, придется продаться за бесценок. «На рынке готовится два-три новых проекта по созданию авиакомпаний», — говорит он, и уточняет, что AirOnix могут купить инвесторы этих проектов, чтобы не создавать авиакомпанию с нуля. По данным эксперта, создание новой авиакомпании с нуля обойдется примерно в $ 300 тыс.
Артур Винюков-Прощенко допускает, что после ухода авиакомпании с рынка на направлениях, на которых она работала, в частности Киев — Донецк и Киев — Симферополь, увеличит частоту полетов конкурирующая авиакомпания «ЮТэйр-Украина». «У них наиболее адекватный парк для этого», — говорит он. Остальные направления будет перераспределять Министерство инфраструктуры, отмечает эксперт.