Предпринимателям обещают, что их преступления будет расследовать новый орган — Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ). Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина («Блок Петра Порошенко») обнародовала свыше 100 страниц законопроекта о создании НБФБ. Это Бюро призвано заменить налоговую милицию, к работе которой годами было много претензий со стороны бизнеса. Поэтому когда депутаты в ходе очередной коррекции Налогового кодекса больше года назад случайно «ликвидировали» налоговую милицию, то никто не сожалел о «технической ошибке». Тем более что власть пообещала, что фискальную милицию заменит «интеллектуально-аналитический орган без людей в масках».
Разработкой законопроекта с осени занималась рабочая группа Нины Южаниной по поручению президента Петра Порошенко. И ему понравился обнародованный проект создания «аналитической структуры». «Этим созданием мы полностью отрежем все без исключения другие силовые структуры от „пастбища“, на котором они десятилетиями „доят“ украинский бизнес», — заявил глава государства. Президент считает, что после создания НБФБ силовые органы не смогут «на пушечный выстрел» подойти к налогоплательщику. «Уплатой налогов будет заниматься только это бюро. Новое поколение предпринимателей не будет знать, что такое налоговая милиция, полиция или инквизиция», — уверен он.
Позитивные реплики президента ожидаемы. Хотя НБФБ и будет подотчетно не только президенту, но и парламенту, именно глава государства наделяется правом назначать директора НБФБ после проведения конкурса. В состав конкурсной комиссии войдут по три человека от парламента, правительства и президента. Но если парламент не сможет в течение 30 дней (даже в случае отпуска) заполнить свою квоту, она перейдет президенту. Сформированная таким образом комиссия проведет отбор и предложит главе государства двух-трех кандидатов. Финальный выбор делает президент.
По замыслу авторов законопроекта, численность бюро составит 4 тыс. человек, которые будут расследовать экономические преступления, наносящие вред государству. НБФБ де-факто станет правоохранительным органом. Ему дадут полномочия раскрывать преступления, проводить оперативно-розыскную деятельность, конфискацию и розыск активов преступников. Бюро будет заниматься расследованием присвоения, растраты госсредств, мошенничества с НДС, расследованием фиктивного предпринимательства, нецелевого использования госсредств и уклонения от уплаты налогов.
При этом НБФБ не будет входить в систему органов исполнительной власти. «Меня смущает то, что Бюро будет подотчетно только президенту и Верховной Раде. То есть руководитель НБФБ будет летать в каких-то небесах и не будет подотчетен ни премьер-министру, ни министру финансов. Для чего этот орган собираются использовать?» — удивлен эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационного пакета реформ Вячеслав Черкашин, который имеет опыт работы и в ГНАУ, и в Минфине.
По мнению министра финансов Александра Данилюка, НБФБ по своей подчиненности будет напоминать Службу безопасности Украины — президентская «вертикаль» власти. «Мы надеялись, что этот орган будет находиться в системе Кабинета Министров, сейчас же предусматривается, что он будет в той же системе координат, что и СБУ. Дает ли ему это больший уровень независимости? Думаю, скорее наоборот», — заявил министр.
Подотчетность органа является камнем преткновения уже больше года. После «ликвидации» налоговой милиции, которая де-юре продолжает работать, именно ведомство Александра Данилюка подготовило законопроект о новом органе. Минфин задумал назвать его Службой финансовых расследований (СФР) и подчинить себе. Однако сначала палку в колесо Минфина вставило Министерство внутренних дел, которое хотело видеть СФР либо в своей системе координат, либо в подчинении Кабмину. После того как минувшей весной удалось урегулировать конфликт на уровне правительства, Данилюк получил отпор от Национального совета реформ — совещательного органа при президенте. В апреле 2017-го секретарь Нацсовета Дмитрий Шимкив раскритиковал концепцию создания СФР.
После этого вопрос СФР отложили до осени. В сентябре президент на встрече с бизнесом поручил депутату фракции своего имени Нине Южаниной подготовить другой законопроект.
Депутаты говорили, что Данилюку не позволили провести свой законопроект из-за сильнейшей борьбы за влияние во власти. «Посмотрим на ситуацию, которая сейчас у нас есть. Налоговая милиция — чья квота? Квота „Народного фронта“. Полиция, которая также занимается расследованием экономических преступлений, — это чья квота? „Народного фронта“. Далее СБУ, которая также пытается заниматься этими преступлениями, — чья это квота? БПП. Генеральная прокуратура, которая также пытается заниматься расследованием налоговых преступлений, — чья это квота? Также БПП. Влияние разделено между двумя политическими силами. Мы с вами предлагаем этим политическим силам отказаться от этого влияния через создание нового органа. Естественно, ни одна из сторон не хочет уступать влияние», — говорил депутат налогового комитета от фракции «Самопомощь» Андрей Журжий.
Осенью депутат от БПП Сергей Лещенко утверждал, что фискальная служба станет еще одним инструментом победы президента на выборах: «Чтобы того бизнесмена, который поддерживает неправильного кандидата, подавить, а тому, кто поддерживает его, дать льготу и вернуть все необходимые деньги вовремя».
После обнародования законопроекта Нины Южаниной министр финансов Александр Данилюк отреагировал на него первым. Он отметил, что документ взял за основу концепцию СФР, но с более жесткими полномочиями. «Согласно законопроекту, бюро может инициировать проверки бизнеса. Но это то, от чего мы хотели избавиться. Я вижу много проблем в документе, но главная проблема — не понимаю, зачем мы потеряли год. Зачем?» — удивился министр.
Национальное бюро по финансовой безопасности — это меньше «аналитики» и больше «мускулов», уверен Вячеслав Черкашин. «После предварительной оценки законопроекта могу сказать, что в НБФБ преобладает силовая часть, тогда как в предыдущих вариантах — депутатских и Минфина — делался упор на аналитические вещи. Фактически создается экономическая СБУ в стране», — говорит он.
Эксперт обратил внимание, что НБФБ будет иметь внештатных сотрудников, с которыми будет вестись конфиденциальное сотрудничество. Вместе с тем новый орган «заточен» на силовой блок. «Это бюро уделяет огромное внимание институту негласных сотрудников — стукачей. Также огромное внимание уделено силовым возможностям, они имеют право требовать все. Фактически этот орган выписан как „дубина“ с широкими полномочиями. На ее фоне налоговая милиция будет смотреться как орган с меньшим размахом для злоупотреблений», — говорит Вячеслав Черкашин.
К примеру, НБФБ будет иметь право «вытребовать» и получить материалы оперативно-розыскной деятельности от других правоохранительных органов, в том числе конфиденциальную информацию от НАБУ. Также законопроект наделяет Бюро правом самостоятельно инициировать уголовные расследования: они смогут вносить данные в реестр досудебных расследований, а потом уже передавать эти уголовные производства по подследственности другим правоохранителям для дальнейшего расследования. Но в законопроекте не говорится, будет ли у работников НБФБ компетенция выявлять преступления в сфере госбезопасности или преступления против жизни.
Сохранится дублирование полномочий с другими правоохранительными органами: и СБУ, и Нацполиция, и ГПУ продолжат расследовать экономические преступления. «Я вижу сумасшедшее пересечение полномочий. Экспертное сообщество говорило, что Служба финансовых расследований должна прекратить дублировать полномочия других правоохранительных органов. В новом проекте совершенно это отменяется, а на пастбище выпускается еще более жирный зверь с еще большими зубами и мускулами, чем налоговая милиция. Почему не забираются функции у СБУ, почему не забираются функции у МВД по расследованию экономических преступлений? Я понимаю, когда они связаны с расследованием разных эпизодов в одном деле, но нет оснований для дубляжа», — отметил Вячеслав Черкашин.
Концепция НБФБ предполагает расследование присвоения, растраты и завладения государственными средствами (ст. 191-1 Уголовного кодекса) и мошенничества с налогом на добавленную стоимость (ст. 222-2). Потенциально это может ограничить полномочия НАБУ по расследованию коррупционных преступлений, связанных с хищением бюджетных средств и незаконным возмещением НДС. При этом руководство Бюро не включат в перечень лиц, коррупционные действия которых может расследовать НАБУ или Госбюро расследований.
Ключевые претензии к законопроекту — отступление от аналитического аспекта в сторону силовой службы с дублированием полномочий других силовиков. «Все эти вещи говорят, что нет желания создать аналитическое или интеллектуальное подразделение, которое бы занималось действительно большими ворами. В целом же НБФБ — это экономическая СБУ с более широкими полномочиями, чем налоговая милиция», — добавил Вячеслав Черкашин.