Правда, во многих случаях они просто будут зафиксированы на нынешнем уровне. После того как ставки по пошлинам достигнут оговоренного в соглашении уровня, стороны не смогут увеличивать существующие пошлины или вводить какие‑либо новые без одобрения другой стороны. Единственный случай, когда пошлины могут быть повышены, — когда сторона получит одобрение специального органа Всемирной торговой организации по урегулированию споров. В то же время ничто не запрещает какой‑либо стороне устанавливать ставки ниже зафиксированного в соглашении уровня и затем снова поднимать их до этого уровня.
Евросоюз планирует отменить или снизить львиную долю пошлин сразу по вступлении соглашения в силу без какого‑либо переходного периода. В частности, должны быть снижены до нуля ставки на импорт в страны Европы стали — основного экспортного товара Украины в торговле с ЕС (на черные металлы приходится 20,9 % поставок украинских товаров в Европу). Частично сохранятся пошлины на ввоз украинского зерна, на которое приходится 11,6 % экспорта из Украины в ЕС. Так, рассказывает генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа, пошлина на импорт в Европу пшеницы из Украины сохранится на уровне 95 € / т, а квота составит до 1 млн т в год. Для кукурузы пошлина также останется прежней — 94 € / т, а квота — 400‑650 тыс. т. Пошлина для подсолнечного масла составит 6,4 %. Импорт семян и плодов масличных растений в Европу (7,2 % украинского экспорта в ЕС), а также руд, шлаков и золы (9,5 %) будет преимущественно свободным, без ограничений в виде пошлин и квот. Импорт нефтепродуктов из нашей страны будет облагаться пошлиной от 3,5 % (мазут) до 4,7 % (бензин).
Со своей стороны Украина также должна будет снизить пошлины. Правда, в отличие от Европы, Киев оговорил для себя возможность постепенного их снижения с довольно длительным переходным периодом по многим товарным позициям, местами доходящим до десяти лет. Например, постепенно будут снижаться пошлины на средства наземного транспорта, кроме железнодорожного, на которые приходится 11,4 % украинского импорта из ЕС. Украина обязуется установить ввозную пошлину как для новых, так и для бывших в употреблении легковых автомобилей на уровне 10 %, если объем двигателя не более 3000 куб. см. Для новых автомобилей с объемом двигателя более 3000 куб. см пошлина составит 9 %, для таких же машин, бывших в употреблении, — 10 %. Как рассказывает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко, сейчас также действует 10 %-я пошлина, и ее сохранение — результат лоббирования украинских автопроизводителей. Также сразу после вступления в силу ЗСТ Украина обнулит пошлины для фармацевтической продукции, обеспечивающей 8,3 % европейского импорта в нашу страну.
Брюссель разрешит Украине как развивающемуся государству использовать отдельные меры для защиты внутреннего рынка. Например, Киев сможет повышать ввозные пошлины для легковых автомобилей, если во время соответствующего расследования европейскими экспертами докажет, что с помощью низких пошлин европейские автопроизводители притесняют украинских.
Насколько пострадает или выиграет украинская экономика от пересмотра торговых ограничений, эксперты пока затрудняются сказать. Но эффект от пересмотра ввозных пошлин для бюджета будет хоть и негативным, но не критичным, поскольку они обеспечивают только 4 % доходов национального бюджета, следует из опубликованного документа. Теоретические модели, разработанные экспертами Kyiv School of Economics до обнародования проекта соглашения, свидетельствуют о позитивном долгосрочном эффекте от создания ЗСТ между Украиной и ЕС. По последним оценкам старшего научного сотрудника этого учреждения Александра Шепотило, если бы ЗСТ было создано в 2009 г., к 2011 г. национальный экспорт вырос бы с $ 56 млрд до $ 91 млрд, причем за счет экспорта не только в ЕС, но и, к примеру, в Россию. При этом ЗСТ помогла бы уменьшить долю сырья в украинском экспорте с 16 % до 10 %, а долю инвестиционных товаров увеличить с 17 % до 28 %. По мнению эксперта, от более тесной интеграции в ЕС выиграют прежде всего отечественная легкая промышленность, металлургия, машиностроение и транспорт, что поможет диверсифицировать украинский экспорт.