Бізнес

декларации

Ритейлеры пытаются защититься от претензий Антимонопольного комитета при помощи Госценинспекции. Уже две крупные сети заключили меморандум с ведомством

Ритейлеры пытаются защититься от претензий Антимонопольного комитета при помощи Госценинспекции
Продовольственные магазины обещают остановить цены
Фото: Алексей Солодунов

Государственная инспекция по контролю за ценами позволит продовольственным ритейлерам заработать. На прошлой неделе две крупные сети «Ашан» и «Фуршет» подписали с ведомством меморандум о стабилизации цен на социальные группы товаров.

Документ будет действовать до 31 декабря 2014 г. Об этом изданию рассказала заведующая сектором взаимодействия со СМИ и связям с общественностью Госценинспекции Марина Воротинцева.

Краткое содержание

В меморандуме, текстом которого располагает «Капи­тал», указано, что сети не будут завышать цены на социальные группы товаров в преддверии праздников либо событий, которые приводят к повышенному спросу на их продукцию.

Ритейлеры обязались предупреждать инспекцию о грядущем повышении цен на социальные группы товаров, а также предоставлять незащищенным группам населения (пенсионерам, многодетным семьям и пр.) скидки.

Взамен сети могут рассчитывать на преференции. Например, Госценинспекция предложит чиновникам на местах устанавливать наценки на социальные группы товаров с учетом интересов ритейлеров. Генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко говорит, что инспекция готова инициировать пересмотр перечня социальных групп товаров, который уже давно необходимо уточнить.

«Например, наценка устанавливается на все группы макаронных изделий, в том числе и на дорогие итальянские», — добавляет совладелец продовольственной сети «Таврия-В» Борис Музалев.

Невысокие наценки

Наценка на детское питание, муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, вареные колбасы, молоко, сыр, сметану, подсолнечное и сливочное масло, яйца не может превышать 15 %, сказано в постановлении Кабмина № 1548, которое регламентирует перечень социальных товаров.

Но точная наценка определяется решениями сессий областного совета. По словам Игоря Кишко, в Киевской области на социальные группы товаров сетям разрешено ставить наценку около 10 %, а в некоторых западных областях — 7‑8 %. «В среднем по Украине наценка составляет 10‑12 %», — отметил он.

10‑12 % составляет наценка на продукты питания социальной группы в организованной рознице в среднем по стране

Сейчас 25‑30 % нашего товарооборота в денежном выражении приходится на социальные группы товаров, рассказали «Капиталу» два директора крупных продовольственных сетей, пожелавших остаться неназванными, уточнив, что за последние два года доля социальных товаров выросла на 5 %.

Коммерческий директор группы компаний «Край» (супермаркеты «Край» и гипермаркеты «Країна») Виталий Коба поясняет, что покупатели переориентировались с более дорогих на социальные продукты питания. «Это привело к снижению среднего чека с января по ноябрь на 5‑7 % относительно соответствующего периода прошлого года», — указал он.

Причина, по его мнению, в том, что покупатели стремятся экономить. Потребительские настроения украинцев действительно снижаются. По данным компании GfK Ukraine, в сентябре они упали на 7,2 пункта по сравнению с августом 2013 г. — до 80,6. Это самый низкий показатель за последние полтора года.

Как уже писал «Капитал», ритейлеры пробуют заменить социальные группы товаров продуктами, выпущенными под собственными торговыми марками (private label). Например, они выпускают молоко жирностью 2,6 % и продают его по цене социального товара. Но наценка на нем, в отличие от молока жирностью 2,5 %, не регулируется государством.

Это позволяет сетям зарабатывать на нем в среднем до 30‑40 %. Более низкая отпускная цена на private label по сравнению с брендированным продуктом объясняется тем, что производитель не тратит средства на его рекламу, оплату различных бонусов за ввод товара на полки магазина и пр.

Ритейлеры защищаются

О готовности подписать меморандум с Госцен­инспекцией рассказали «Капиталу» Борис Музалев («Таврия-В», «Космос»), Виталий Коба («Край», «Країна»), коммерческий директор сети «Велика Кишеня» Дмитрий Каширин.

«Поднимать цены мы и так не планировали. Наоборот, перед праздниками снижаем их на многие напитки и продукты. Это один из маркетинговых инструментов», — заверил Каширин.

Документ позволит ритейлерам защититься от дальнейших претензий Антимонопольного комитета, считает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко. «Это своеобразное доказательство того, что ритейлеры старались удерживать цены, что зафиксировано в положениях меморандума», — говорит он.

Напомним, с мая 2012 г. АМКУ расследует работу продовольственных сетей. По мнению специалистов этого ведомства, в 2010‑2011 г. ритейлеры повысили цены на продукты на 22‑38 %, тогда как индекс потребительских цен за этот же период увеличился не столь значительно — всего на 13,5 %.

Комитет выявил, что 18 крупнейших ритейлеров координировали свои действия при помощи исследовательской компании AC Nielsen, которая проводила мониторинг цен на полках магазинов. Ритейлеры уже предоставили свои ответы на обвинения комитета и ожидают его окончательного решения.

Меморандум не позволит сетям обезопасить себя от дальнейших проверок АМКУ, полагает старший партнер юридической фирмы Arzinger Тимур Бондарев, ведь «документ носит декларативный характер».

К тому же, по словам эксперта, документ может оказаться даже на руку комитету, поскольку незначительное необоснованное повышение цен на продукты питания может служить доказательством вины. Юрист поясняет, что подписав документ, сети берут на себя обязательство держать цены на одном уровне.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама