Зачем министр иностранных дел Великобритании Джонсон сравнил Путина с Гитлером? Конечно, можно, как это делают симпатики одного из фигурантов сравнения, писать «Борис, ты не прав», шутить про наркоманию, et cetera: сведение важной ситуации к абсурду — один из приемов роспропагадны. А можно предположить, что сравнение Путина с Гитлером — рациональный ход Великобритании, направленный на конкретных адресатов.
Если такая гипотеза не является ошибочной, то в первую очередь это мессидж Германии. Если сформировать тождество: «Путин — это сегодняшний Гитлер», то у элиты Германии, категорически стыдящейся упоминания о нацистском прошлом, дополнительно сужаются возможности договариваться с РФ. Идет возведение заградительных барьеров вокруг рос. лидера. Продолжается формирования образа изгоя — лично его, поддерживающей его рос. элиты, да и России, как страны (Times уже применила термин Rogue State).
Не стоит исключать и того, что Великобритания, сравнивания Путина с Гитлером, пытается создать еще одно препятствие на случай, если Трамп таки вознамерится о чем-то договариваться с Путиным без участия главного союзника США. Вероятно, тут Великобританию поддержат как наиболее антироссийски настроенные представители Республиканской партии США, так и представители Демократической партии США. Это вписывается в их намерение продолжать сдерживать Трампа от чересчур экстравагантных действий.
На этом фоне примечательно заявление директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Ермакова — «Россия к этому абсолютно непричастна хотя бы по одной простой причине: для России такая авантюра просто недопустима и по всем параметрам невыгодна». На мой взгляд, это может быть, как ложью, так и правдой. Но похоже, тут вопрос уже не в поиске истины — виновный назначен.
Британии требуется обострение отношений с Россией. Если официальные лица Британии открыто заявляют, что министр иностранных дел РФ не достоин своего поста, то это намного серьезнее, чем оскорбление. Не в первый раз мы видим полную утрату Россией хоть какой-то инициативы. Как и в других случаях противостояния с Западом в последнее время, в ситуации с «делом Скрипаля» РФ все время находится в позиции оправдывающейся стороны, которая только реагирует на события, нередко с запозданием, как правило, не очень удачно реагирует. Нет никакой инициативы, нет попыток дать свое стройное объяснение произошедшему. Россия работает в рамках навязанной ей «повестки дня».
Кстати, вчера на саммите ЕС было принято решение отозвать из Москвы для консультаций посла ЕС Эдерера. Те, кто знаком с методологией дипломатической практики, понимают, что это — достаточно серьезный шаг.