Интернет-бизнесмены в следующем году сделают ставку на облачные решения, привязанные к месту нахождения пользователя и к его предпочтениям.
Машины все лучше понимают людей
Генеральный директор компании «Яндекс.Украина» Сергей Петренко прогнозирует, что интернет-поиск продолжит двигаться в сторону решения задач пользователей.
«В частности, мы будем развивать концепцию Островов, благодаря которым пользователь может забронировать столик в ресторане, зарегистрироваться на рейс или записаться к врачу прямо в поисковой выдаче», — говорит он. «Островами» на Яндексе, по словам Петренко, уже обзавелись несколько десятков сайтов (включая и украинские «Розетку», zakaz.ua и другие).
Еще пара сотен находится на модерации. При этом «Яндекс» собирается уделять много внимания связке десктопного и мобильного приложений. На днях был запущен «Быстрый звонок», который работает благодаря синхронизации десктопного и мобильного браузеров — сидя за ноутбуком, можно кликнуть на номере телефона, указанном на сайте, и ваш телефон сам наберет его и предложит позвонить.
Директор «Google Украина» Дмитрий Шоломко отмечает, что одной из главных технологических тенденций в Украине станет развитие мобильного интернета. В частности, по его словам, активно развиваются технологии голосового управления: теперь не обязательно вводить на клавиатуре поисковый запрос, можно задать свой вопрос вслух, и человек получит ответ на экране устройства.
То же можно сказать и про Google translator — человек произносит слово или предложение и получает перевод на нужный язык. Помимо технологий, связанных с голосовым управлением, в Украине будут активно развиваться и геолокационные сервисы, считает Шоломко.
Благодаря им пользователь может быстро и с любого устройства найти информацию о том или ином заведении, получить рекомендации и оставить свои в ответ. На геолокацию уже делают ставки и финансовые учреждения. ПриватБанк, например, тестирует приложения, благодаря которым человек сможет рассчитаются в баре без карточки при наличии платежного терминала банка.
Реклама ищет потребителя
В сфере интернет-рекламы, как и в 2013 г., будут галопировать видеоролики. Год назад Google официально представил YouTube в Украине, а с декабря прошлого года ежемесячное количество видео, которое было загружено из Украины, выросло на 67 %.
Шоломко считает, что у пользователя обязательно должна быть опция выбора: смотреть рекламу или пропустить. Например, YouTube предлагает такой формат как TrueView, который дает возможность пользователям пропускать рекламу перед роликом, при этом рекламодатель платит только за реальное взаимодействие с пользователем.
более $2 млрд составит в этом году объем рынка электронной коммерции в Украине, на 50% больше, чем в 2012 г. В следующем году такого темпа ожидать не стоит
По прогнозам экспертов Всеукраинской рекламной коалиции, в 2014 году видео-реклама в деньгах вырастет в 2 раза до 300 млн грн. А контекстная реклама, благодаря упомянутому усовершенствованию поисковых механизмов, подтянется до 420 млн грн (+40 %), встав в один ряд с баннерной рекламой (440 млн грн). Следует отметить, что еще несколько лет назад на незамысловатую «баннерку» приходился почти весь объем доходов в интернете.
Ожидается, что эффективнее будут становиться и другие виды онлайн-рекламы, прогнозируют участники рынка. Многие сайты начнут внедрять RTB-технологию (Real Time Bidding), которая представляет собой аукцион рекламных объявлений в реальном времени, — прогнозирует директор по маркетингу интернет-компании «Мета» Алексей Чуксин. Благодаря RTB рекламодатель может купить не только место на сайте, но и определенную аудиторию. Эта система уже работает на Западе, в этом году она появилась в России в тестовом режиме.
Торговые ниши
Электронная коммерция в 2013 г. перешагнет планку в $ 2 млрд, что на 50 % больше чем в 2012 г. В 2014 г. увеличение его объема вряд ли будет таким стремительным, так как ключевые сегменты этого рынка уже освоены.
Генеральный директор Aukro.ua Сергей Марищук считает, что основное изменение, которое в значительной степени окажет влияние на рынок e-commerce Украины в 2014 году, — выход крупных ритейлеров из offline в online.
Нужно отметить, что помимо ритейлеров электроники и бытовой техники, таких как «Мобилочка», которые традиционно ориентированы на большую долю онлайн-продаж, в интернет начинают выходит и специализированные сетевики. В уходящем году, например, собственной площадкой в интернете обзавелась сеть косметики и парфюмерии «Брокард-Украина».
Помимо этого, в следующем будет развиваться много нишевых продуктов, например, появление мебельных сервисов, говорит президент Украинской Ассоциации Директ Маркетинга Валентин Калашник. Напомним, что в этом году бум был зафиксирован в такой нише, как онлайн-продажа одежды. Интернет-магазины Leboutique и ModnaKasta вырвались в топы по посещаемости среди украинских сайтов.
Марищук ожидает, что в 2014 г. постепенно начнет ломаться психология покупок. Классическая модель, когда сделка осуществляется посредством звонка в интернет-магазин, постепенно уступит место более цивилизованному методу и станет совершаться всего в 1‑2 клика. Компании будут стараться обезопасить своих клиентов от мошенников в сети. Aukro, например, этой осенью запустила специальную услугу «Заморозка платежа», позволяющую покупателю завершить транзакцию только после получения товара.
Цена железа
С развитием электронной коммерции и новых интернет-сервисов повышается интерес бизнеса к «технической стороне» интернета. В текущем году новые лица появились на доменном рынке, рынках обмена трафиком и коммерческих дата-центров.
По оценкам компании De Novo, к концу текущего года объем рынка услуг дата-центров в Украине вырастет на 25‑30 % до $ 25‑26 млн.
Эта цифра включает как доходы нескольких крупных дата-центров (чуть более $ 4 млн в год каждый), так и мелких хостинг-провайдеров, которых в Украине несколько десятков.
По словам генерального директора De Novo Максима Агеева, главным образом рынок вырос за счет услуг коммерческих центров обработки данных (ЦОД). В следующем году аутсорсинг коммерческих ЦОД и облачные услуги останутся востребованными.
«Нестабильность в экономике и отсутствие у компаний денег заставляет их отказываться от строительства собственных дата-центров в пользу аутсорсинга», — объясняет Агеев.
В 2013 году на рынке появился новый крупный игрок — датацентр «Парковый». Но наибольшая доля рынка осталась у «старых» игроков — «Би-Мобайл»,Golden Telecom, De Novo. По оценкам Агеева, в новом году переворота на этом рынке не будет: существующие игроки будут работать над привлечением новых клиентов. У большинства игроков есть свободные мощности.
Новые имена
Украинская доменная зона .UA, которая от года к году растет на 10‑15 %, в текущем году демонстрирует стагнацию. В сентябре количество доменных имен выросло всего на 0,7 %, в октябре — снизилось на 1 %, в ноябре — снизилось на 3 %. По словам пресс-секретаря компании «Хостамастер», которая администрирует украинский домен, Максима Благонравина, отток связан с реформами в домене.
Так, осенью прошлого года один из самых популярных доменов org.ua стал платным. Также стал платным один из доменов Ужгорода. Раньше в нем было 20 тыс имен, а сейчас — чуть более 1 тыс.
«По нашим наблюдениям, когда домен был бесплатным много регистраций в нем домене происходило из Китая, а сам домен использовался для рассылки спама», — рассказывает Благонравин. По его словам, сейчас больших бесплатных доменов не осталось, поэтому в следующем году таких тенденций не будет.
«В платных доменных зонах прирост составляет около 15 % в год. В следующем году этот показатель сохранится на уровене 10‑15 %», — прогнозирует он.
Весной текущего года Украина получила еще один домен — .УКР. Он был делегирован «Украинскому сетевому информационному центру».
Сейчас в этом домене пока не началась открытая регистрация. Но по словам директора УСИЦ Юрия Гончарука, в нем уже зарегистрировано 2,3 тыс. доменов.
Весной в Украине появятся и другие кириллические домены. Это ориентированные на Украину, Россию и Болгарию.онлайн и.сайт, а также домен .Рус для жителей России и Украины.