Технології

прогнозы

Немного новых нишевых услуг, рост базовых тарифов, повышение налогов и полный стоп 3G-конверсии. Такие основные изменения ожидаются на телеком-рынке в 2014 г.

Немного новых нишевых услуг, рост базовых тарифов, повышение налогов и полный стоп 3G-конверсии
Фото: yamobi.ru

В конце уходящего года бизнесменам, работающим в сфере телекоммуникаций, стало очевидно, что за счет тарифных уловок и навязывания абонентам дополнительных услуг в 2014 г. они не смогут даже удержать показатели дохода и прибыльности на прежнем уровне, не говоря уже об их росте.

Искусственные волны

Согласно свежим данным Государственной службы статистики, за 11 месяцев рынок вырос всего на 0,6 % — до 48 млрд грн — по сравнению с 2012 г., а ключевой сегмент — мобильная связь — просел на 0,4 %. Чтобы за весь 2013 г. отрасль продемонстрировала видимый рост, в декабре должно произойти чудо.

Но, судя по последним результатам крупнейших игроков, его не предвидится. Доход лидера рынка — компании «Киевстар» — за 9 месяцев текущего года оказался на 217 млн грн, или на 2 %, меньше прошлогоднего, а оператор номер два — МТС — в ІІІ квартале впервые показал падение выручки на 31 млн грн, или на 1 %.

Заработок компаний от предоставления услуг фиксированного доступа в интернет в этом году вырастет всего на несколько процентов.

Это говорит о том, что онлайн-сервис — уже не новый развивающийся сегмент, а зрелый рынок. Соответственно, и в следующем году предпосылок к его росту тоже не будет.

Парадоксально, но единственный сегмент связи, объем доходов от которого за последние пять лет увеличился в полтора раза (до более 5 млрд грн в 2013 г.) — это местная городская связь. Рост был спровоцирован искусственно.

В сегменте местной связи действует единый потребительский тариф, регулируемый государством, которое в течение последних лет пыталось подтягивать его до уровня себестоимости услуги.

В следующем году вполне можно ожидать, что рынок покажет отрицательную динамику, отмечает главный исполнительный директор компании «Астелит» (life:)) Александр Баринов.

Следует отметить, что если естественное падение в 2014 г. может быть незначительным, то искусственно может быть создана ситуация, при которой отрасль рухнет на 10 % и более.

Все зависит о того, насколько регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере связи и информатизации, — изменит ставку доступа на сети операторов.

Сейчас она составляет 36 коп. за минуту, а заработок операторов от приема звонков — до 20 %. Вчера член НКРСИ Людмила Ежова заверила, что с 1 января интерконнект-ставка точно останется прежней. «Но есть и другие даты: 1 апреля, 1 июля, 1 октября. Мое лично мнение — ставку нужно снижать», — сказала она.

Немного новых денег и большой вклад от МТС 

Когда рынок падает, операторы очень осторожно относятся к инвестициям в создание новых сервисов. Яркий пример — услуга сохранения номера при смене оператора, которую регулятор пытался внедрить в уходящем году. Телеком-компании задекларировали, что не успели подготовиться к ее запуску. В результате сроки были смещены на полгода, до середины 2014 г. Однако уверенности в том, что к этому времени не появятся новые серьезные обстоятельства, не позволяющие компаниям вовремя начать предоставление новой услуги, нет.

Каждая из компаний должна вложить в оборудование около $ 10 млн, а возврат инвестиций непредсказуем. Ведь абоненты могут перекочевать к меньшему, но более динамичному конкуренту. На фоне планомерного падения доходов возможный провал из-за оттока клиентов пугает крупных игроков.

Поэтому для них лучший вариант развития событий — заморозить все процессы. В 2014 г. компании будут внедрять только услуги, которые не требуют больших вложений или гарантируют возврат инвестиций за короткое время. Наиболее распространенная схема реализации новых проектов — партнерство с другим игроком рынка, использование его ресурсов, лицензий и последующее распределение доходов.

Как пример — мобильные финансовые сервисы. «Киевстар» в январе вместе с банками-партнерами выведет на рынок услугу бесконтактных микроплатежей на базе NFC-технологии в дополнение к существующему сервису «Мобильные деньги». МТС и life:) тоже изучают такие возможности. Проводные операторы передачи данных в 2014 г. продолжат эксперименты с «прикручиванием» к своим интернет-пакетам партнерских видео-сервисов, таких как oll.tv, megogo.net, divan.tv и пр.

Но, опять-таки, дополнительный доход от такой синергии очень незначительный. В следующем году гораздо больше средств,
чем другим игрокам рынка, придется вложить в развитие МТС. Компания в 2013-2014 гг. вынуждена провести капремонт сети, так как с 1990-х она изрядно износилась.

Акционерам пришлось рисковать деньгами, так как оставить все как есть было бы равноценно подписанию приговора о медленной смерти компании.

Отказ от новых частот

Чем хуже состояние рынка, тем меньше инвестиций могут направить на развитие компаний акционеры. Поэтому если тендер на 3G-частоты будет объявлен в 2014 г., то государство уже не сможет выручить за лицензии значительную сумму (400-500 млн грн за каждую, как ожидалось в 2009 г.).

Более того, по предварительным данным «Капитала», в следующем году конверсию в диапазоне 2 ГГц (сейчас единственная лицензия на частоты в нем есть только у «Тримоба» («Укртелеком»), а также конкурсы вообще могут так и не провести. Как сообщил высокопоставленный собеседник в Генеральном штабе, в последнее время переговоры по этому вопросу вообще прекратились и никаких обращений не было.

«Сейчас бизнес получает выгоду от уже используемых диапазонов GSM-900, GSM-1800. В них хотят добиться технологической нейтральности, перераспределить частоты и внедрять 3G и 4G», — отмечает он.

Представитель НКРСИ Татьяна Лиговская добавляет, что никакой официальной информации относительно возможности проведения конверсии в диапазоне 2 ГГц нет — все глухо.

Таким образом, операторы собираются идти по наименее затратному пути: эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы и не покупать новые. Исключением в следующем году может стать разве что покупка у СКМ 3G-оператора «Тримоб» одним из крупнейших мобильных игроков или подписание договора о совместном использовании его ресурсов.

Хотя, как сообщила вчера представитель СКМ Анна Терехова, никакой новой информации по этому вопросу у компании нет. Вполне возможно, что стороны в очередной раз не сойдутся в цене.

Смерть от налогов и «тарифная ломка»

В 2014 г. операторы могут столкнуться с существенным увеличением специализированных налогов. В частности, в госбюджет 2014 г. планируют заложить пятикратное увеличение платы за использование радиочастотного ресурса. Использование 1 МГц под мобильную связь будет стоить 50 тыс. грн в месяц.

Операторы выступают против такого нововведения, так как оно попросту разрушит рынок. Например, «Киевстару», по подсчетам «Капитала», придется платить за свои частоты 1,6 млрд грн в год вместо 320 млн грн. Для небольших мобильных операторов вообще вряд ли будет смысл продолжать бизнес. Например, «Тримобу» придется платить за свои частоты в год 486 млн грн при том, что доход компании от мобильной связи в 2012 г. составил 230,7 млн грн.

Увеличение сбора за радиочастоты — не единственный сюрприз, который в 2014 г. может повлиять на рост операционных затрат компаний. «Например, «Укртелеком» недавно обратился к регулятору с просьбой значительно увеличить тарифы на услуги кабельной канализации, которую используют интернет-провайдеры, операторы кабельного ТВ и телефонии. По словам директора по корпоративным связям «Киевстара» Михаила Шуранова, от таких событий во многом будет зависеть необходимость повышения мобильных тарифов.

Увеличение расценок на базовые услуги — единственная возможность на сегодняшний день заметно нарастить доходы отрасли. «В Украине показатель ARPU (среднемесячная доходность на одного абонента) — один из самых низких в мире, на уровне 30‑40 грн, а объем услуг, используемый абонентами, — один из самых высоких», — утверждает Шуранов.

В 2012‑2013 гг. мобильные операторы не имели возможности повысить расценки. За действиями игроков рынка внимательно следил Антимонопольный комитет. В 2012 г. он даже обязал операторов мобильной связи снизить расценки в ряде тарифов. Первый заместитель главы комитета Рафаэль Кузьмин вчера отметил, что если в 2014 г. операторы и надумают увеличивать цены, то их действия должны быть обоснованными, например, привязанными к макроэкономическим показателям: инфляции, минимальным зарплатам и пр. «Но мобильная связь — социально значимая услуга. И комитет обязательно будет контролировать все расчеты», — отметил он.

Чего ждать в 2014 году?

Лаша Микава, председатель ПАО «Укртелеком»:

Новый акционер — группа СКМ — поставила перед «Укртелекомом» задачу: вывести компанию на позицию национального лидера телекоммуникационного рынка с высоким уровнем сервиса. Естественно, для достижения этой цели нам нужно эффективно выполнить ряд стратегических и тактических задач… Начатый в 2013 г. курс на преобразования продолжится и в следующем году. Работа команды «Укртелекома» будет направлена на удержание позиций компании на традиционном для нас рынке фиксированной телефонной связи, активное развитие новых продуктов и сервисов. Также планируем продолжить расширение географии представления наших услуг связи в регионах Украины. Кроме того, будем развивать современные системы обслуживания потребителей.

Александр Баринов, главный исполнительный директор «Астелит» (life:)):

В 2014 г. life:) планирует сконцентрироваться на наиболее востребованных услугах. Укрепляя статус оператора номер один для смартфонов и учитывая динамично растущее количество абонентов с такими устройствами, мы будем создавать не только привлекательные тарифы с большими объемами мобильного интернета, но и удобные приложения, а также другие полезные фишки. Если говорить о новых услугах, то это сервисы, направленные на самообслуживание клиентов. Сегодня это мировой тренд, особенно среди молодых потребителей, которые хотят контролировать свои расходы, услуги, получать обслуживание в онлайн-режиме.
life:) также внимательно изучает перспективность мобильных платежей на украинском рынке и уже сделал ряд шагов в сторону запуска услуги. В частности, мы направили запросы относительно налогообложения нового продукта в соответствующие государственные органы.

Сергей Бойко, президент компании «Воля»:

В наших планах — развитие отложенного просмотра (пауза), timeshift (ТВ-архив), запуск услуг видео и телевидения по запросу в сервисе «Воля Smart HD». Мы увеличим количество и качество доступных для абонентов кинолент и сериалов, запустим новые фильмовые каналы собственного производства, а также функциональный портал самообслуживания.
С одной стороны, существует необходимость изменения тарифов для компенсации инфляционного повышения себестоимости в некоторых пакетах (в пределах 3‑4 %), с другой — мы также видим возможности для корректировки в сторону понижения тарифов (прежде всего — при подписке на две услуги).

Олег Решетин, директор по маркетингу «МТС Украина»:

В 2014 г. мы ожидаем рост количества подключаемых портативных устройств (смартфонов, планшетов) и увеличение проникновения мобильной связи за счет абонентов с несколькими сим-картами и machine-to-machine подключений. Сейчас в мире наблюдается тенденция к уменьшению объемов «голоса», которая находит отражение и в доходах операторов. В Украине она пока не настолько явная, чтобы можно было говорить о влиянии на выручку. В то же время объемы пользования и доходы от data-услуг растут в среднем на 30 % в квартал. Именно увеличение удельного веса этих услуг сможет в ближайшие годы обеспечить рост доходов отрасли. Поэтому в следующем году мы продолжим делать акцент на мобильном доступе в интернет — как для частных, так и для корпоративных клиентов. Полагаю, в 2014 г. будут серьезные изменения в таких сферах, как электронная коммерция и мобильные платежи, а облачные сервисы станут привычны более широкому кругу потребителей.

Михаил Шуранов, директор по корпоративным связям компании «Киевстар»:

Возможное увеличение телеком-налогов обеспокоило всех участников рынка мобильной связи. Учитывая стагнацию рынка, пятикратное повышение ставки сбора за использование радиочастот, предусмотренное проектом госбюджета на 2014 г., является опасным и губительным для отрасли, инвестиционного климата и дальнейшего развития телекоммуникационного рынка в целом. В 2010 г. ставка этого сбора выросла в семь раз. На 8 % она увеличилась в прошлом году. И сегодня законодатель опять предлагает наполнять бюджет этим абсолютно не рыночным способом. Введение подобных инициатив, безусловно, приведет к падению объема инвестиций и реинвестиций на рынке, а также может стать основанием для ухудшения качества услуг мобильной связи и / или подорожания таких продуктов. Повышение ставки сбора в пять раз приведет к миллиардным затратам для операторов мобильной связи. Только «Киевстар» вынужден будет заплатить более 1 млрд грн такого сбора. Надеемся, что законодатель пересмотрит свой подход к наполнению бюджета.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама