Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ намерено проверить ценообразование на рынке коммунальных услуг. Уже подготовлен проект постановления с изменениями в порядок формирования тарифов, который вчера был вынесен на заседание правительства и будет рассмотрен через две недели.
Основные изменения, согласно проекту постановления, сводятся к тому, что Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция) должна будет предоставлять свои выводы относительно обоснованности расходов предприятий по производству, транспортировке и доставке теплоэнергии. Кроме того, предполагается, что свои заключения инспекция будет готовить и относительно плановых расходов предприятий по предоставлению услуг централизованного отопления и горячей воды. На основании этой информации местное самоуправление будет определять размер тарифов.
Полномочия коммунальных ревизоров будут распространяться исключительно на те составляющие тарифов, которые не определяются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг). Это означает, что выводы Госценинспекции должны будут получать и муниципалитеты с населением менее 40 тыс. человек, которые на сегодняшний день самостоятельно устанавливают тарифы.
Зачем это нужно
В пояснениях к проекту сказано, что необходимость изменений связана с многочисленными случаями необоснованного повышения тарифов органами местного самоуправления на основании расчетов, предоставленных предприятиями. В Минрегионразвития считают, что существующий подход ставит под сомнение экономическое обоснование действующих тарифов. «Контроль за планируемыми затратами предприятий жилищно-коммунального хозяйства, тарифы для которых устанавливаются органами местного самоуправления, не осуществлялся и не осуществляется ни одним органом», — говорится в документе.
До принятия закона о госрегулировании в сфере коммунальных услуг тарифы устанавливались исключительно органами местного самоуправления. При этом проверку обоснованности расходов, включая тарифы на тепло-, водоснабжение и водоотведение, осуществляла Госинспекция по контролю за ценами или ее территориальные органы. После принятия закона и проведения админреформы в 2011 г. инспекция была упразднена, и контроль за формированием планируемых расходов остался только для тех предприятий тепло-, водоснабжения и водоотведения, тарифы для которых устанавливает Нацкомуслуг.
Проверка на местах
Местные власти неоднозначно приняли инициативу Минрегионразвития разрешить Госценинспекции контролировать тарифы. По словам аналитика Ассоциации городов Украины Ярослава Рабошука, в отдельных городах говорят, что выводы инспекции им необходимы, так как у них самих нет нужных специалистов, способных провести аудит коммунального предприятия и определить обоснованность расчетов коммунальщиков.
С другой стороны, по мнению эксперта, горсоветы боятся давления со стороны правоохранительных органов, если выяснится, что тарифы были утверждены неверно. «Существует вероятность, что процедура определения тарифов будет затягиваться. Такую практику мы имели до 2010 г., когда инспекция проверяла тарифы более 15 дней, предусмотренных для этого. Как правило, в такой срок с выводами не успевали и требовали дополнительные документы», — объясняет Ярослав Рабошук.
Председатель Ассоциации малых городов Украины, мэр Украинки (Киевская обл.) Павел Козырев считает, что необходимость в госоргане, который будет проверять тарифы на местах, есть, но эта инспекция может стать инструментом искусственного сдерживания формирования тарифов. «Если, предположим, тариф не прошел аудит, существует угроза, что это приведет к убыткам, развалу и банкротству теплогенераторов. Возможно, было бы правильнее, чтобы решение инспекции было не утверждающим, а рекомендательным», — полагает Павел Козырев. Он предлагает организовать проверку таким образом, чтобы инспекция не вмешивалась в работу самоуправления по утверждению тарифов, однако чтобы ее выводы в обязательном порядке были доведены горсоветом до ведома граждан.
Примечательно, что в случае установления органами местного самоуправления тарифов на уровне, который не покрывает экономически обоснованных затрат, бюджеты муниципалитетов могут понести непредвиденные расходы. То есть в таком случае органам местного самоуправления необходимо будет предусматривать дополнительные средства в местных бюджетах на покрытие разницы в тарифах.