Завершив год торгами ювелирными украшениями и предметами дизайна, прошедшими 18 и 19 декабря, Christie’s и Sotheby’s принялись подводить итоги. Для Sotheby’s год оказался весьма удачным: аукционный дом нарастил прибыль на 19 % по сравнению с прошлым годом и заработал $ 5,2 млрд.
Christie’s свои отчеты традиционно публикует в начале января, однако уже сейчас понятно, что аукционному дому удалось обогнать конкурента.
Ведь большинство главных рекордов года, в том числе и продажа за $ 142,4 млн триптиха Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», являющегося ныне самым дорогим из проданных на открытых торгах произведением в мире, — на счету именно Christie’s. В целом, по данным влиятельного международного аналитического портала artnet.com, объем мирового арт-рынка в этом году вырос на 14 %.
Большой куш
Главные рекорды года были установлены всего за несколько дней — на ноябрьских торгах Christie’s и Sotheby’s в Нью-Йорке.
На них аукционные дома заработали в сумме чуть больше $ 1 млрд, не только превысив результаты ноября прошлого года, когда выручка составила $ 764 млн, но и установив рекорд за всю историю торгов современным искусством. Достичь таких результатов помогла ставка на дорогостоящие произведения.
Аукционные дома выставили на продажу уникальные работы — ранее не выставлявшийся на торги триптих Фрэнсиса Бэкона, входящие в ограниченные серии шелкографию «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» Энди Урхола и скульптуру «Собака из воздушных шаров (Оранжевая)» Джеффа Кунса, полотно «№ 11 (Без названия)» одного из самых дорогих в мире художников Марка Ротко и еще несколько ценных произведений. Эстимейты всех этих работ перевалили за $ 20 млн, а выручка от продажи всего десяти топ-лотов с превышением стартовой стоимости в итоге составила $ 669 млн — то есть 5 % мирового рынка.
Подобной тактики придерживались не только аукционные дома, но и ведущие арт-ярмарки. На Frieze в Лондоне и Art Basel Miami в Майами галеристы в этом году привезли больше, чем обычно произведений именитых авторов, например, немецкого классика Герхарда Рихтера, китайского диссидента Ай Вэйвэя и других по цене от $ 1 млн и выше. Что в итоге привлекло рекордное количество посетителей и обеспечило хорошие продажи.
Азиатский бум
В нынешнем году аукционные дома активно расширялись географически, причем лидерство тут удержал Christie’s, которому удалось договориться с китайскими властями о торговле напрямую. 26 сентября этот аукционный дом провел первые торги в Шанхае, выручив $ 25 млн и обогнав конкурентов. Ведь Sotheby’s хоть и торгует на материковом Китае, однако не напрямую, а через выступающее посредником дочернее предприятие.
Дом Christie’s оказался удачливее и еще на одном крупном азиатском рынке — в Гонконге. Главный в году осенний сезон принес Christie’s $ 947 млн, что почти в два раза больше, чем у Sotheby’s, который на тех же осенних торгах заработал $ 542 млн. Впрочем, для вторых эта сумма оказалась рекордной, позволив увеличить продажи азиатского искусства на 50 %.
Кроме того, на счету Christie’s в этом году — первые торги в Мумбае, куда Sotheby’s пока что не успели добраться. Аукцион в Индии, на который были выставлены произведения исключительно местных авторов, состоялся 19 декабря и принес дому $ 15,4 млн, что превысило составленные по суммарному верхнему эстимейту оптимистичные прогнозы в два раза.