Технології

гаджеты

Беспилотные летательные аппараты еще вчера использовались только в военных целях. Сегодня они стали курьерами, пастухами, гидами

Беспилотные летательные аппараты еще вчера использовались только в военных целях. Сегодня они стали курьерами, пастухами, гидами
Беспилотники сегодня применяются в самых разных сферах

Боевые дроны начали активно применять в рамках полномасштабной военной операции еще в Персидском заливе в 1991 году. К 2009 году ВВС США готовили больше операторов беспилотников, чем летчиков для боевых самолетов.

Тысячи дронов ежедневно патрулируют воздушное пространство Афганистана и Ирака, границу США с Мексикой, а также отслеживают контрабандистов в Карибском бассейне. Но все чаще применение беспилотникам находят и «на гражданке». Они оказываются незаменимыми во многих сферах — от охраны объек­тов до спорта и медицины катастроф.

Вам посылка

Курьерская доставка — одна из самых популярных сегодня функций дронов. В декабре этого года немецкая служба доставки Deutsche Post DHL с помощью беспилотного летательного аппарата успешно переправила груз — коробку с медикаментами весом около 3 кг — с одного берега Рейна на другой.

А интернет-гигант Amazon недавно заявил о запуске сервиса Prime Air: грузы весом до 2,3 кг будут отправлять на беспилотниках клиентам, живущим в радиусе 16 км от пункта отправки. Возможно, в скором времени американцы будут получать по воздуху не только товары, но и еду: научно-исследовательская лаборатория Darwin Aerospace объяви­ла о новом способе доставки мексиканских буррито — на дроне Burrito Bomber.

Пока массовое использование дронов в воздушном пространстве США запрещено. Однако Федеральное агентство по управлению авиацией США (FAA) до сентября 2015 года собирается выработать правила для коммерческого использования этих летательных аппаратов. В других странах, где законы об использовании воздушного пространства не столь строги, дроны применяются активнее.

В августе в ЮАР на них доставляли пиво во время музыкального рок-фестиваля OppiKoppi. А австралийский стартап Zoоkal объявил, что готов с марта 2014 года доставлять с помощью беспилотников книги. В Украине о развитии таких продвинутых сервисов речь пока не идет, но дроны уже активно используются для видео- и фотосъемки.

Иллюзия полета

«Поначалу аэрофотосъемка была моим хобби, а затем превратилась в бизнес», — рассказывает харьковский фотограф Дмитрий Следюк. В его компании «Взгляд с Небес» пять беспилотников. По сути, дроны заменяют вертолет, позволяя производить качественную видеосъемку и подлетать к зданиям максимально близко, а также добираться в труднодоступные места.

При этом стоимость беспилотника в разы ниже, чем почасовая аренда вертолета. Именно с целью обследования объектов часто нанимают аппараты Следюка.

Военные и профессиональные дроны напоминают небольшие самолеты. Но для частных нужд используется принципиально другая технология — так называемая мультироторная платформа с несколькими винтами и двигателями для большей устойчивости конструкции.

На рынке достаточно как дорогих мультикоптеров вроде популярной модели DJI Phantom 2 Vision, так и дешевых, например Nine Eagles Galaxy Visitor 2, подходящих для примитивной съемки.

Управляемые беспилотные летательные аппараты для частного пользования бывают разных видов — квадрокоптеры с четырьмя моторами, гексакоптеры (шесть моторов) и октокоптеры (восемь моторов).

Первые два вида подходят для видеосъемки, а восьмимоторные могут переносить грузы до 10 кг. Высота подъема аппаратов — от 300 м у любительских моделей до 3 км у профессиональных. Для управления съемкой необходим смартфон (он подсоединяется к пульту) и специальные приложения для Apple или Android.

Владимир Голубев, основатель московской фирмы Skycinema, не первый год увлекается конструированием квадрокоптеров. Он считает, что самое интересное, что дают дроны непрофессионалу, — эффект так называемого FPV (first person view), когда, глядя на экран смартфона, можно добиться иллюзии полета на настоящем вертолете или самолете. Покупают дроны и любители экстремальных путешествий на внедорожниках.

«Очень удобно запустить коптер, чтобы осмотреть дорогу и понять, можно ли по ней в принципе ехать», — говорит Голубев. С аналогичными задачами сталкиваются и охотники, и бригады МЧС.

Личное пространство

В США сегодня активно спорят, как защитить частную жизнь граждан, если воздушное пространство откроют для беспилотников. Одни считают, что вопрос приватности после событий 11 сентября — второстепенный. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг по этому поводу заявил, что в городе будет больше камер слежения, и гражданам лучше с этим смириться.

Ведь, по сути, это те же камеры слежения, просто парящие в воздухе, отметил мэр. А вот председатель совета директоров Google Эрик Шмидт призвал остановить распространение беспилотников среди физических лиц, поскольку они вполне могут стать оружием в руках террористов.

Есть противники дронов и в Европе. В Германии недавно после волны возмущений была закрыта программа железнодорожного оператора Deutsche Bahn, целью которой было с помощью беспилотников патрулировать железные дороги и отслеживать по ночам граффити-вандалов.

Дебаты по поводу дронов продолжатся и в будущем. Тем, кто захочет их использовать, придется как минимум руководствоваться правилами полетов, которые разработаны для пилотируемых самолетов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама