Во второй половине апреля 2018 года в средства массовой информации просочился проект Постановления об Основных направлениях бюджетной политики на 2019-2021 гг. Правительство собирается в 2019 году порадовать своих граждан: приростом ВВП 3,6%, инфляцией 6,5%, безработицей 8,9% и среднегодовым курсом 30,5 грн за доллар. На этом наш Кабмин не останавливается, и дает ориентиры на 2020 и 2021 год. Чем интересен этот Проект документа, так, в перспективе, своим официальным статусом и возможностью назвать заложенные в него ориентиры официальными. Однако более детальный анализ говорит, что, скорее всего, мы имеем дело не с продуктом тщательного анализа, а с желаемым планом Кабмина.
Справедливости ради скажу, что в самом Проекте обозначено, что показатели могут быть откорректированы. То есть авторы документа, скорее всего, понимают, что в Украине прогнозировать до 2021 года сегодня просто нереально, но поскольку трехлетнее планирование уже предусмотрено, то основная цель прогноза - выставить некоторые ориентиры для среднесрочного планирования.
Проще говоря, Минфину нужно сделать трехлетний план и считать его нужно, опираясь на какие-то цифры, независимо от качества этих цифр. Тот факт, что период 2019-2021 гг. остается самым слабо прогнозируемым (хотя бы из-за фактора выборов 2019 года), делает все эти прогнозы несколько нелепыми и придает им бухгалтерскую сущность, т.е. сделаны они были, потому как правительству нужен среднесрочный прогноз.
Разумеется, сбудутся или нет прогнозы, зависит от ряда таких факторов, как: ситуация на внешних рынках на продукты нашего экспорта и импорта, а также урожай экспортируемых сельхоз- культур в Украине. Так, динамика цен на железную руду, прокат, зерновые и масленичные культуры уже не раз оказывали влияние на прирост нашего ВВП.
Самым слабым местом тут является урожай и цены не него. Мало собрать хороший урожай, важно его продать по хорошей цене. Все это зависит от климатических условий в целом регионе и от возможности украинских аграриев улучшать производительность труда и увеличивать посевные площади. Кроме того, нужно не ошибиться и с посевными культурами.
По мере углубления специализации нашей страны на сельском хозяйстве, прогнозируемость ВВП Украины будет все более зависима от погодных и климатических факторов. В таких условиях дать 100%-ую гарантию, что прирост ВВП в 2021 году будет 6,3%, очень сложно, а сам прогноз не имеет публичного обоснования, а значит, очень вероятно, был взят "с потолка".
Не совсем также ясна и логика роста ВВП: значит, в 2019 году он вырастет на 3,6%, а в 2021 году - на 6,3%. Также, по историческим наблюдениям прошлых лет, при росте ВВП у нас обычно безработица снижается не на несколько десятых процентных пункта, а на несколько процентов. То же можно сказать и о прогнозе девальвации. Так, исходя из исторических данных, рост курса доллара США, даже среднегодового, обычно оказывает плохое влияние на ВВП.
Макропрогноз из Проекта Постановления об Основных направлениях бюджетной политики на 2019-2021 гг.
Давно отмечаю за нашим Минфином склонность провозглашать прогнозы по курсу доллара США, которые не "ложатся" в текущую конъюнктуру валютного рынка. Создается впечатление, что Минфин заинтересован в слабости национальной валюты в отношении мировых валют. Математически так это и есть, поскольку, чем выше курс доллара к гривне, тем больше отчислений в гривнах идет при импорте товаров. Крыть тут нечем: импорт, к сожалению, в Украине со временем начинает расти быстрее экспорта и понятно, что налоговые власти и таможня будут заинтересованы в том, чтобы быстрее "сделать план" без лишних усилий, а это позволяет сделать именно растущий курс доллара.
Как по мне, прогноз по курсу доллара США на 2021 год, да еще и среднегодовой, это полная утопия. Тут даже не нужно изучать макроэкономические риски и понимать наши возможные провалы на внешних рынках. Один из самых больших рисков для страны - это политические конфликты 2019 года. Напомню, что у нас весной 2019 года выборы президента, а осенью 2019 года - выборы парламента.
Мы не знаем точно, какой будет наша власть и по какому сценарию пройдут выборы, но один из возможных сценариев - это смена президента страны. В таком случае, парламент, настроенный под нынешнего президента, продолжит существовать до полугода, и в этом сценарии есть место парламентскому кризису и, мягко говоря, недопониманию с нашими внешними кредиторами.
Также не очень ясно, собственно, за счет чего будет расти ВВП в 2021 году. Если в 2021 году доллар будет в среднем стоить 31,8 грн за доллар, то уж явно рост ВВП будет идти не за счет притока прямых иностранных инвестиций, которые должны были бы поправить наш платежный баланс. Ну и уж не совсем ясно, какова должна быть, по мнению Кабмина, пропорция между девальвацией и инфляцией. По приведенным данным видно, что темп инфляции будет опережать прирост курса доллара США, а это означает, что на 2019-2021 гг. Кабмин нам анонсирует инфляцию на доллары США внутри Украины, поскольку темп инфляции явно больше темпа прироста курса доллара США.
С моей точки зрения, Проект макропрогнозов Кабмина никакой аналитической пользы в себе не несет. Это скорее попытка выдать за PR документ, который, в принципе, очень необходим Минфину для среднесрочного планирования. Показатели внутри не согласованы между собой, нет согласованности и с историческими тенденциями по Украине в предыдущие 20-25 лет независимости. Прогнозы же на 2020-2021 гг. вообще выглядят как фантастика для будущих поколений, поскольку нынешний Кабмин понимает, что до 2020, а тем более до 2021 года он уж никак не доживет.
Поэтому, было бы более правильно, если бы проекты подобных документов изначально подавались публике как расчетный документ, необходимый для среднесрочного планирования, с обязательным детальным раскрытием ключевых макроэкономических индикаторов и того, как именно они прогнозировались.