В субботу, 5 мая, исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса. Знаменитый немецкий философ и экономист известен прежде всего как один из основателей коммунистической идеологии, однако мало кто знает, что он оказал огромное влияние и на современное трудовое законодательство.
Сейчас принято считать, что революционные теории Маркса имели весьма тяжелые последствия. Что его идеи стали основой для многочисленных социальных экспериментов.
После того, как его теории стали ассоциироваться с тоталитаризмом, ограничением свобод и массовыми убийствами, неудивительно, что фигура Маркса продолжает вызывать жгучие разногласия.
Однако у немецкого философа есть и другое, гораздо более человечное лицо, а некоторые его идеи изменили мир к лучшему, пишет BBC.
Сейчас стало очевидно, что некоторые вещи Маркс предсказал с точностью: что небольшая группа очень богатых людей будет управлять мировой экономикой, что капиталистическая система неустойчива и до смерти пугает нас своими цикличными финансовыми кризисами, а индустриализация улучшила отношения между людьми.
Наследие Маркса ощущается в нашей жизни даже в XXI веке. Что же предопределил немецкий философ в своих трудах?
Казалось бы, это очевидно для всех нас. Однако в 1848 году, когда Карл Маркс в соавторстве с Фридрихом Энгельсом писал свой знаменитый «Манифест Коммунистической партии», детский рабочий труд считался нормой.
Даже в наши дни каждому десятому ребенку приходится работать, показывает статистика Международной организации труда (данные за 2016 год).
Однако тот факт, что большинство детей все-таки перешли с фабрик в школьные классы, во многом заслуга Маркса.
Линда Юэх, автор книги «Великие экономисты: как их идеи могут помочь нам сегодня», отмечает: «Одним из десяти пунктов „Манифеста Коммунистической партии“ Маркса и Энгельса было бесплатное образование для всех детей в общественных школах и отмена детского труда на фабриках».
Маркс и Энгельс были не первыми, кто отстаивал права детей, однако «марксизм присоединился к хору голосов в конце XIX века, когда школьное образование считалось обязательным и маленьким детям уже не позволяли работать на заводах», — говорит Юэх.
Как вам нравится идея не работать по 24 часа в сутки и семь дней в неделю? А как насчет обеденного перерыва? Хотите ли вы иметь возможность получать пенсию в старости?
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, скажите спасибо Карлу Марксу.
Профессор Майк Сэведж из Лондонской школы экономики говорит: «Когда вас заставляют работать по многу часов, то у вас нет своего времени. Вы больше не распоряжаетесь собственной жизнью».
Маркс писал, что в капиталистическом обществе многие люди ради выживания вынуждены продавать единственное, что у них есть — свой труд — в обмен на деньги.
Согласно Марксу, часто это был неравноценный обмен, который мог привести к эксплуатации и чувству отстраненности: человек мог чувствовать себя так, будто потерял связь с базовыми человеческими ценностями.
Маркс хотел большего для трудящихся людей: он хотел, чтобы мы были независимыми, творческими и, прежде всего, чтобы мы стали обладателями своего личного времени.
«В целом Маркс говорит о том, что работа не должна определять всю нашу жизнь. Он имел в виду жизнь, где у нас есть доля независимости, где мы сами решаем, как хотим жить. Сегодня это считается идеалом, к которому стремятся большинство людей», — отмечает Сэведж.
«У Маркса есть знаменитая цитата, где он говорит, что мы можем охотиться по утрам, рыбачить днем, пасти скот вечером и заниматься критикой после ужина. Он сильно верит в свободу, в эмансипацию и необходимость борьбы с отстраненностью», — добавляет ученый.
Наша работа может стать источником радости, если человек может «увидеть себя в объектах, которые он создает».
Работа может дать нам возможность быть креативными и показать лучшее, на что мы способны: будь это наши человеческие качества, ум или навыки.
Однако если у вас неинтересная работа, которая не вызывает у вас никаких чувств, то вы в конце концов почувствуете себя подавленным и угнетенным, а также отторгнутым.
Это не слова какого-нибудь современного гуру по мотивации из Силиконовой долины, они звучат из уст человека, жившего в XIX веке.
В своей более ранней работе — «Экономическо-философских рукописях 1844 года» — Маркс предстает как один из первых мыслителей, связавших удовлетворение от работы с благополучием.
Он отмечает, что если мы тратим так много времени на работу, то должны получать от нее какую-то радость.
Чувство гордости за плоды своего труда приносит удовлетворение от работы, необходимое для счастья, считает немецкий мыслитель.
Маркс исследовал, каким образом капитализм — в своей погоне за скоростью, увеличением производства и прибыли — сделал работу более специализированной.
И если вы занимаетесь только тем, что нарезаете резьбу на болтах — несколько тысяч раз в день, изо дня в день... Что ж, вам может быть непросто получить от этого удовольствие.
Если в вашем сообществе что-то идет не так, если вы чувствуете несправедливость или неравенство, то вы поднимаете шум и требуете перемен.
Однако в Британии XIX века новое капиталистическое общество могло показаться обессилевшему рабочему единым и несдвигаемым монолитом.
Но Карл Маркс верил в перемены и призывал других верить в них. Эта идея была подхвачена.
Организованные протесты привели к серьезным социальным изменениям во многих странах: к введению законов против расовой дискриминации, гомофобии и классового неравенства.
Один из организаторов фестиваля марксизма в Лондоне Льюис Нильсен говорит: «Нужна революция, чтобы изменить общество; мы протестуем, чтобы улучшить общество. Именно таким образом обычные люди добились доступа к службам здравоохранения и введения восьмичасового рабочего дня».
Маркса часто называют философом, но Нильсен с этим не согласен. «Считается, что он только и занимался тем, что философствовал и придумывал разные теории. Но если вы посмотрите на то, что делал Маркс в жизни, то вы увидите, что он был также активистом: он основал Первый интернационал, участвовал в кампаниях в поддержку бедных рабочих, вышедших на забастовки», — отмечает он.
«Его лозунг „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“ — это настоящий призыв к оружию. Настоящее наследие Маркса состоит в том, что у нас есть традиция борьбы за улучшение. Она основана на теории Маркса, даже если сами протестующие и не называют себя марксистами», — говорит Нильсен.
«Как женщины добились права голосовать? Не из-за того, что люди в парламенте вдруг прониклись к ним жалостью, а потому, что женщины организовали протест. Как мы добились выходных? Потому что профсоюзы вышли ради этого на забастовку. Как мы добились всего, что улучшает жизнь простых людей?» — добавляет активист.
Что ж, похоже, борьба Маркса как локомотив социальных реформ и правда возымела успех, и это признал британский консервативный политик Квинтин Хогг, который в 1943 году сказал: «Мы должны дать им реформы, иначе они дадут нам революцию».
Что вы думаете о тесных связях государства и крупных корпораций? Нравится ли вам, что Google предоставил Китаю тайный доступ к своему сервису?
А как насчет того, что Facebook предоставил личные данные пользователей компании, которая создает системы для влияния на избирателей?
Маркс и Энгельс предсказывали это еще в XIX веке.
Конечно, они не пользовались социальными сетями, однако, как отмечает профессор криминологии Университета Буэнос-Айреса Валерия Вег Вайс, они были первыми, кто определил подобные угрозы и проанализировал их.
«Они тщательно исследовали связи, существовавшие в то время между правительствами, банками, бизнесом и ключевыми игроками колониальной системы. И так они добрались аж до XV века», — говорит Вег Вайс.
Какой же они делают вывод? Если практика (пусть и порочная) доказывала свою эффективность для бизнеса и для государства — например, рабство как толчок к дальнейшему развитию колоний, — то закон будет защищать ее, отмечает Вег Вайс.
Проницательные взгляды Маркса на силу прессы тоже остаются удивительно актуальными и в XXI веке.
«Маркс осознавал важность прессы, когда дело касалось влияния на общественное мнение. Сегодня мы говорим о фейковых новостях, медиаскандалах... но Маркс все это уже понимал», — подчеркивает Вег Вайс.
«Он изучал статьи, которые публиковались в то время, и пришел к выводу: мелкие преступления и криминальные случаи с участием бедняков слишком преувеличивались, в то время как криминал с участием „белых воротничков“ и политические скандалы, напротив, умалчивались», — говорит Вег Вайс.
Пресса также была действенным инструментом для разделения общества.
«Там говорилось, что ирландцы крадут рабочие места у англичан, черных настраивали против белых, мужчин против женщин, иммигрантов против местных... в то время как бедные слои населения боролись друг с другом, богатые продолжали спокойно жить своей жизнью», — добавляет она.
И еще один факт: марксизм на самом деле опередил капитализм.
Сегодня это утверждение может показаться странным, но обратите внимание: до того, как мир узнал о капитализме, он уже слышал о марксизме.
Линда Юэх утверждает, что термин «капитализм» был введен не Адамом Смитом, которого считают отцом современной экономики, когда он говорил о «невидимой руке» рынка, а впервые появился в 1854 году в романе британского писателя Уильяма Теккерея.
«Теккерей использовал слово «капиталист» в значении «владелец капитала», — говорит Юэх.
«Так что, возможно, первым, кто использовал его в экономическом смысле, был Карл Маркс, который описал капитализм в своем труде „Капитал“ 1867 года, после чего это слово стало использоваться как антоним к слову „марксизм“. Так что, в каком-то смысле, марксизм опередил капитализм», — подчеркивает она.